Первый же спектакль — «Потудань» по рассказу Платонова — угодил в афишу «Золотой маски». Название-талисман решили сохранить, передав это имя и театру. Деревянные большеглазые куклы, герои «Потудани»-спектакля, словно бы забывали даже о той «плоти», которой наделили их художники, — герой любил героиню так возвышенно, что не мог к ней прикоснуться. А актеры, в свою очередь, едва касались кукол. Три сезона назад эти очень молодые люди не страшились упреков в сентиментальности. Упреки отчасти были справедливы, однако победителей не судят.
Вторым спектаклем был «Невский проспект» по Гоголю. Нос, рот, бакенбарды и прочие части тела разгуливали по каморке художника, настойчиво требуя внимания. А марионетка, кончая жизнь самоубийством, сама перерезала свои ниточки, пока не оседала без движения. Эту ужасно затрепанную банальность режиссер Руслан Кудашов сумел выговорить столь необычным тембром, что наивность — освежала. Как дождь, который проливался на всех в финале спектакля.
На сей раз «Потудань» выиграл сразу две «Золотые маски».
И вот от этого всего они теперь готовы отказаться. Актеры выйдут из-за ширм — без кукол. Они разыграют перед публикой love story вживую. Но это не значит, что кукол не будет вовсе: за кукол здесь — люди. Они будут молчать — как куклы. И двигаться отточенно-точно — тоже как куклы, управляемые безошибочным кукловодом. Так, как двигаются куклы в театре «Потудань»: когда каждое движение кисти значит не меньше слов. Фамилии у персонажей будут, что называется, говорящие: Доходяжкин, Бумажкин, Носоглоткина, Красоткина. Сама история напоминает «Волшебника Изумрудного города». У каждого из героев есть препятствие или порок, мешающий осуществиться мечте. Бумажкин — зарывшийся в бумажки чиновник. Алкоголик Доходяжкин мечтает быть капитаном. Носоглоткина, защищаясь от жестокости, сама ставит «диагнозы», словно подписывает приговоры. А Красоткина пытается найти счастье с помощью эффектных масок. И все они вместе не видят друг друга, потому что с чемоданами наперевес ждут поезда, который отвезет их в страну мечты. Вот оттого и называются «цуциками» — слепыми щенками. Сентиментальность? Восторженность? Но ведь в театре по определению преувеличенно все: от ресниц примадонны до эмоций.
Свой спектакль четыре актера и режиссер Руслан Кудашов репетировали с того самого момента, как съездили в Старый Оскол в рамках программы «Лауреаты «Золотой маски» в городах России». Недалеко от места гастролей они совершенно неожиданно обнаружили свою тезку — реку Потудань. И хоть напоминала она ручеек не более двух метров шириной, да еще и мутноватый, именно на ней находился единственный во всей округе святой источник. Актеры расценили это как благословение.
Жанна Зарецкая, журнал "Афиша", 27.10.2003 |