Балет Александра Глазунова Барышня-служанка.

Балет Александра Глазунова "Барышня-служанка".

Балет Александра Глазунова Барышня-служанка.

Жанр одноактного балета - французская пастораль в духе Ватто. Написанием либретто и постановкой балета занимался сам Мариус Петипа, мастодонт и патриарх русского балета, проработавший на сцене Петербурга более полувека. Второе название - "Испытание Дамиса", впрочем, в рукописях балетмейстера сохранились несколько вариантов названий. Балет был написан Глазуновым на заказ, после того, как другое его произведение, балет "Раймонда", выдержало блестящую премьеру.

Выбор сюжета будущего балета был продиктован, во-первых, камерностью зала (Дирекция императорских театров настаивала на балете для Эрмитажного театра), а во-вторых - камерностью же мероприятия и характером избранной публики. Сюжет с подменой был очень популярен в XVII-XVIII веке, стилистику которого воспроизвел Глазунов. Служанка и госпожа решают устроить будущему жениху проверку - не из-за денег ли он собрался жениться. Но в результате, тот настолько разочарован в мнимой невесте, что несмотря на последствия, готов отказаться от выгодного союза.

Зато Дамиса (так зовут главного героя) очень привлекла "служанка", настолько, что он даже предлагает девушке руку и сердце. Когда маски сняты, и выясняется, кто есть кто - юноша счастлив. Глазунов приступил к сочинению в июне 1898 года, и за три летних месяца балет был полностью написан. Несмотря на указанный жанр произведения - пастораль Ватто - французская пастораль-барокко, оказавшись перенесенной на русскую почву, получилась слегка интерпретированной, и русские мотивы в ней слышатся очень отчетливо.

Но все же, композитору удалось проникнуть в дух эпохи и продемонстрировать безупречное чувство стиля, используя подлинные народные мелодии и прозрачную аранжировку (обычно ему совершенно не свойственную). В ходе совместной работы, Глазунов точно следовал всем указаниям знаменитого хореографа. Музыка не противоречит нормам классического балета и строится строго по 16-тактным и 32-тактным периодам. Вместе с тем, происходит симфоническое развитие тем, в музыке присутствуют лейтмотивы, а отдельные номера выстраиваются по принципу контраста в сюиты.

Балет Александра Глазунова Барышня-служанка.

Премьера состоялась в 1900 году, а менее чем через неделю после премьеры, спектакль был показан в Мариинском театре. В 1923 году произошла новая постановка под руководством Ф. Лопухова, на премьеру которой дирижировать был приглашен сам Глазунов. Позже, в советское время были предприняты попытки поменять либретто, но успеха они не имели. В целом, балет ставился довольно редко, но отдельные его номера вошли в концертный репертуар как выдающихся танцоров, так и танцевальных коллективов.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: