Балет Андрея Петрова "Берег надежды".

Балет Андрея Петрова Берег надежды.

Жанр данного произведения - балет-поэма. З-х-актный балет положен на музыку в 1959 году, на основе написанного в 1950-х годах Ю. Слонимским либретто; впервые поставлен в 1959 году на сцене Театра имени С. Кирова. Прежде чем попасть на сцену, балет прошел сквозь тернистый путь. Первоначально сюжет задумывался драматургом Слонимским как балет "Рыбаки", посвященный трудовым будням советских рыболовов еще в 1950 году.

Тогда идеей постановки заинтересовался хореограф-балетмейстер Юрий Григорович, однако написание сценария растянулось на шесть лет.  За это время в театре два раза сменилось балетное руководство, а сам Григорович отказался от участия в проекте. В 1958 году с подачи балетмейстера Бельского либретто было исправлено и дописано, а также найден молодой, подающий надежды композитор Андрей Петров, кому и доверили написание музыки к балету.

Балет Андрея Петрова Берег надежды.

Когда все репетиции были позади и Министерство культуры, совместно с комиссией ЦК КПСС занималось приемкой спектакля, чиновники выразили сомнение - как это так, речь о Советском Союзе, а красный флаг на сцене не развивается? У высокого начальства назрел целый ряд вопросов подобной тематики: почему нет русских танцев, почему советские рыбаки бегают с голыми торсами, где хороводы и прославление партии?

Замаячила перспектива того, что спектакль выйдет в тираж, так и не дождавшись постановки, и только лишь вмешательство режиссера Романа Тихомирова (который в будущем стал главным режиссером театра), заручившегося поддержкой самой Фурцевой, спасло ситуацию. После того, как приемной комиссии от минкульта намекнули, что премьера посвящена XXI съезду КПСС, а партия дала установку: "Дорогу молодым" (намекая на автора музыки), балету дали зеленый свет.

Маститые балетмейстеры пытались было обвинить постановку Бельского в формализме, но гастроли Кировского театра, прошедшие в Москве, были встречены влиятельными коллегами и критикой довольно одобрительно. Действующие лица делятся на два лагеря - принадлежащие к Нашему берегу (помимо людей, к ним относятся чайки и даже Мольба, Надежда и Отчаяние) и враждебный "Чужой берег", олицетворяемый людьми и Соблазнами.

Балет Андрея Петрова Берег надежды.

Точно по такому же принципу строится драматургия сюжета и музыкальная драматургия. По принципу контраста, первый акт полностью посвящен "Нашему берегу", жизни и проводам в море рыбаков, второй - событиям на "Чужом берегу" и третий - душевной борьбе Рыбака-главного героя. Без упора на политические идеалы, данное произведение воспевает идеи патриотизма, гуманности, надежды и веры в чудо.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: