Балет Георгия Мушеля "Балерина".

Балет Георгия Мушеля Балерина.

Балет в трех действиях, написанный в 1949 году на либретто Е. Барановского, был впервые поставлен в том же году в Ташкентском Театре оперы и балета; постановщики - П. Йоркин и М. Тургунбаева. "Балерина" - первая работа композитора в балетном жанре, а также первый узбекский балет на современную тему.

Балет Георгия Мушеля Балерина.

Мушель Георгий Александрович - выдающийся узбекский музыкальный деятель, композитор, пианист и педагог, профессор Ташкентской консерватории, кроме всего прочего занимался живописью, написав более 200 работ. После окончания Московской консерватории, Мушель был приглашен в Ташкент в качестве педагога, где организовали первый в Средней Азии музыкальный ВУЗ. Всю последующую жизнь он посвящает развитию музыкальной культуры Узбекской ССР.

Балет Георгия Мушеля Балерина.

Мушель сыграл важнейшую роль в развитии национальной оперы, балета и симфонизма, будучи автором первой в Узбекистане оперы, а также балетов, за что в 1944 году был награжден почетным званием Заслуженного деятеля искусств Уз ССР. Действие "Балерины" происходит в сельской местности. Начинается спектакль праздником урожая в колхозе, во время которого награждают ударников труда, в том числе и главную героиню, молодую девушку Гюльнару.

Заводная комсомолка не только любит работать, трудясь на благо Родины, но и умеет отдыхать - все знают о ее зажигательных танцах. Видя это, товарищ Павлова (преподаватель хореографического училища) советует девушке серьезно подумать о том, чтобы посвятить жизнь танцам и рекомендует ей поступить учится. Как это часто бывает, отец категорически против этого "легкомысленного занятия", надо не плясать, а работать.

Гюльнара тяжело переживает непонимание со стороны родного человека, но стремясь к своей мечте - стать артисткой, и находя поддержку со стороны друзей, изо дня в день усердно трудится и добивается первых успехов. В конце концов, отец сменил свое мнение и понял, что был не прав, когда дочь доказала, что это не прихоть, а призвание, добилась некоторых успехов, и с большим почетом была делегирована на фестиваль. Отец с гордостью присоединился к другим колхозникам, провожая дочь на всемирный смотр талантов как посланника узбекского народа.

Сблизившись в Ташкенте с известными музыкальными исполнителями и этнографами, Мушель имел возможность вплотную ознакомиться и изучить самобытное и яркое музыкальное наследие узбекского народа, а также приобщиться к новому и интересному для него миру узбекской национальной музыки. Благодаря этому Мушель выработал собственный неповторимый стиль музыкального языка.

Музыка балета восхищает своей новизной и оригинальностью, представляя собой гармоничный синтез классических принципов развития и народно-этнической мелодической составляющей, открывая ранее неведомые выразительные возможности. Традиционное узбекское одноголосие предстало в необычной многоголосной гармонизации, несвойственной ему, но звучащей очень свежо и оригинально.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: