Балет «Пламя Парижа».

Балет «Пламя Парижа», автором музыки которого является Борис Астафьев, невероятно интересно и динамично поставлен.  История создания этого балета очень интересна. Когда в начале 1930-х годов Астафьеву предложили написать музыку для балета с сюжетом Великой Французской революции, он сразу взялся за это дело. Сценарий принадлежит театральному критику, искусствоведу и драматургу Н. Волкову и художнику В. Дмитриеву. Астафьев потом рассказывал, что вложил душу в создание этого балета, тем более что ему оказался очень близок жанр – историко-музыкальный.

Балет «Пламя Парижа».

Постановка самого действия была доверена молодому хореографу В. Вайнонену. Несмотря на свою молодость, этот танцор был весьма талантлив, и сумел доказать свой талант в процессе работы над «Пламенем Парижа». В. Вайнонен сумел не только воссоздать этнические танцы той эпохи, но передать через них настроение героев сюжета. Сюжет балета прост и интересен одновременно. Действие происходит в 1791 году во Франции. Жанна, Пьер и Гаспар собирают в лесу дрова, и вдруг слышат выстрелы ружей. Решив уйти, Жанна натыкается на сына маркиза Жофруа, и он пытается надругаться над ней.

Балет «Пламя Парижа».

 На крики дочери прибегает отец, и целится ружьем в графа. На следующий день он попадает в тюрьму по указанию маркиза. Но марсельцы начинают штурм крепости, и выпускают всех узников. Формируется отряд добровольцев, и Жанна с Гаспаром и Пьером тоже вступают в него. Отряд начинает свой путь. Во втором акте пока Версальский дворец, где маркиз де Борегар повествует офицерам о событиях с Марселем. Под звуки сарабанды на вечере появляются король и королева, а после их ухода маркиз пишет письмо, но забывают его. Мистраль находит улику, и маркиз убивает его, чтобы не допустить разглашения дела. Но Мистраль успевает передать письмо Мирейль де Пуатье.

Третий акт - восставшие собираются у дворца, и Мирейль рассказывает о заговоре против революции. Народ делает чучела Людовика XVI и Марии-Антуанетты. Начинается штурм дворца. Маркиз Жофруа нападает на Жанну, а Пьер убивает маркиза. Народу удается взять дворец, и толпа танцует танец победы на лестницах. На площади Тюильри начинается праздник в честь победы. Противоречивый сюжет о противостоянии народа и аристократии подкреплен соответствующей музыкой. Она идеально подобрана для каждой сцены. Этюды Мюгеля и Бетховена подчеркивают революционные настроения народа.

Премьера балета «Пламя Парижа» состоялась в ноябре 1932 года в Ленинградском театре оперы и балета имени Кирова. Премьеры была приурочена к 15-летнему юбилею. Октябрьской революции. Позднее балет был показан и в Москве. Несколько лет подряд спектакль имело большой успех у зрителей в обоих городах, а потом начал гастроли по всей стране, а также и за ее пределами. В 1947 году Борис Астафьев представил новую редакцию балета, изменив порядок некоторых номеров. Но в целом сюжет постановки оставался прежним, что прекрасно – ведь зрители уже полюбили балет именно в таком первоначальном виде.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: