Балет « Свадебке» И. Стравинского.

«Свадебка» с авторским  подзаголовком « хореографические сцены с пением и музыкой» -   итог, вершина  «русского периода» И. Стравинского. По признанию композитора идея подобного произведения появилась у него при чтении антологий  А. Н. Афанасьева и П. В. Киреевского. Народные песни, собранные  П. Киреевским,  и послужили основанием  для либретто. Эти же источники натолкнули композитора на мысль о кантатно-танцевальной форме сочинения.

С 1912 года И. Стравинский  вынашивал замысел хорового произведения на тему русской деревенской свадебной церемонии. В неоднократных поездках из Франции в Россию, в частности на ее юго-запад, композитор кропотливо изучал народные свадебные обычаи,  отыскивая наиболее  колоритные архаичные обрядовые элементы. И лишь в 1914 году, перебравшись в Швейцарию, приступает к написанию «Свадебки».  Работа  над произведением продолжалась несколько лет, с периодическими перерывами.      

Самым сложным и важным для Стравинского было определить верное инструментальное решение. Им было создано несколько вариантов оркестровки. Результатом долгих поисков стал ансамбль "совершенно однородный, совершенно безличный, совершенно механический" четырех роялей и большой группы ударных, способный поддержать и оттенить вокальную составляющую произведения. 

Но не только в инструментовке отражена безличность, но и в замысле вокальных партий. 

Действующие лица условны, не наделены личностными качествами, а являются лишь   представлением  Жениха, Невесты, Матери жениха, Дружки.  И голоса  солистов не персонифицированы. Так партии Жениха исполняются то басом, то тенором, то мужским хором.

С утверждением в инструментовке только ударных инструментов, а рояль Стравинский полагал ударным инструментом, сложился окончательный образ партитуры - звон и удар. Звучание то жесткое, острое, суровое, то гудящее, словно тяжелые колокола. Состав инструментов помогает созданию архаичного, диковатого эффекта, особого колорита древнего обряда. При том, что при создании произведения композитор ««не взял ничего из народных пьес, за исключением темы одной фабричной песни в последней сцене, которую я повторил несколько раз на различные тексты».  Остальные  музыкальные темы авторские.

«Свадебка» состоит из двух частей. В первую входит три картины: « «Коса», «У жениха», «Проводы невесты»; вторая часть - «Красный стол».  Сюжетное повествование  идет от    традиционного расплетания косы и плача невесты и заканчивается буйным свадебным застольем. Первым услышав «Свадебку»,  растроганный С. Дягилев, с которым И. Стравинский тесно  сотрудничал и которому в дальнейшем посвятил это сочинение, назвал ее самым прекрасным и самым чисто русским созданием нашего балета.

Премьера «Свадебки» состоялась 13 июня 1923 года в Париже, в театре Гите-лирик и состоялась премьера произведения. Оркестром дирижировал  Э. Ансерме. И. Стравинский  - первый композитор, услышавший стихию полигармонии, полиритмии народной русской музыки и перенесший ее на сцену.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: