Балет "Весна священная". Смертельная весна.

Основой замысла балета "Весна священная" был сон Игоря Стравинского о языческом ритуале пробуждения весны, девушка танцует до изнеможения, чтобы задобрить бога Весны, и погибает. Стравинский поделился увиденным с Рерихом, и тот взялся за работу над эскизами к декорациям и костюмам.

Премьера балета состоялась 29 мая в Париже, вызвала скандал и была освистана зрителями. Тем не менее, "Весна священная" понравилась Дягилеву, он считал, что публике нужно всего лишь время, чтобы оценить постановку.

"Картины языческой Руси" состоят из тринадцати эпизодов. "Поцелуй земли" подчеркивает единство человека и породившей его земли. "Вступление", изображает разбуженную весной природу, начинает мелодию фагот, имитируя звучание свирели. Далее вступает английский рожок, постепенно подключаются и другие инструменты оркестра. Это и рождает картину природы, пробуждающейся от сна.

В "Весенних гаданиях" и "Пляске щеголих" возникают девичьи и юношеские группы, манящие и дразнящие друг друга. Звучат струнные, перемежаемые возгласами валторн. "Вешние хороводы" открываются напевом кларнетов, базирующемся на мелодии старинной свадебной песни, продолжают тему мужских и женских игрищ и хороводов. "Игры двух городов" рисуют нам поединки мужчин из враждующих семей.

В конце первой части появляется мудрец. Звучание торжественно. Он падает на колени и благословляет землю. "Поцелуй Земли" - мгновение тишины, упоения, нарушаемый только отрывистыми ударами литавр и легким звучанием струнных. "Выплясывание земли" – пляски язычников-земледельцев, под мощное tutti.

В начале второй части - "Великая жертва" - картины природы, нежные звуки скрипок. Еще не рассвело, а юноши снова начинают состязания в ловкости. Их сменяют "Тайные игры девушек". Подруги танцуют вокруг Обреченной - самой красивой девушки, которая должна своей смертью пробудить силы Весны. В "Величании избранной" соплеменники, окружают жертву и славят ее. "Словно тяжелые молоты выковывают ритм, и после каждого удара с шипением вырывается пламя" (Борис Асафьев).

"Взывание к праотцам" как и "Действо старцев" погружают нас в другой, мрачный мир – мир древних предков. Музыка звучит все более зловеще. Избранная начинает свой предсмертный танец, который продолжается пока она не падает в изнеможении. Заканчивается балет "Великой священной пляской", в могучем ритме, вызывающем сильнейшее напряжение.

ЕЩЕ

Опера «Тристан и Изольда». Любовь и смерть.
Опера «Тристан и Изольда». Любовь и смерть. Работая над «Кольцом нибелунга», у Вагнера возник замысел оперы, и, временно прекратив написание тетралогии, композитор перешел к сочинению «Тристан и И...
Опера «Соловей». Золотая клетка.
Опера «Соловей». Золотая клетка.                                 Мало кто помнит об опере «Соловей», поставленной по сюжету одноименной сказки Г.Х.Андерсена. Вначале, после пробной постановки Мей...
Опера «Северная звезда» Джакомо Мейербера.
Опера «Северная звезда» Джакомо Мейербера. С самого своего появления судьба комической оперы про жизнь Петра Первого «Северная звезда» складывалась самым наилучшим образом. Премьера состоялась в п...
Опера «Проданная невеста».
Опера «Проданная невеста». В середине 19 века перед чехами встал вопрос обогащения национального достояния в музыке и опере. За решение столь не простой задачи взялись два великих представителя ор...
Опера «Поцелуй» Бедржиха Сметаны
Опера «Поцелуй» Бедржиха Сметаны. Премьера оперы Бедржиха Сметаны с лирическим названием «Поцелуй» состоялась впервые в Праге 7 ноября 1876 года. Это смешная, даже комичная опера в двух действиях,...
Опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского.
Опера «Пиковая дама» П.И. Чайковского. Опера «Пиковая дама», поставленная по одноименному произведению Александра Сергеевича Пушкина, разворачивается в трех действиях. Действия событий происходят...
Опера «Итальянка в Алжире» - высшее достижение жанра буффа.
Опера «Итальянка в Алжире» - высшее достижение жанра буффа. «Итальянка в Алжире» - веселая драма Джоаккино Россини в двух действиях, либретто Анелли. По мнению Стендаля , «Итальянка в Алжире» - вы...
Опера «Испанский час» Мориса Равеля, как хорошая остроумная шутка.
Опера «Испанский час» Мориса Равеля, как хорошая остроумная шутка. Опера «Испанский час», поставленная в 1911 году в Париже, возвращает нас к событиям 18 века и доказывает свою немеркнущую актуаль...
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: