|
||||||||||||||
|
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||
Г. Свиридов, "Петербургские песни". Музыка Композитор очень любил стихи А. Блока, особенно связанные с Петербургом, который он также очень любил. К поэзии Блока Свиридов обращался неоднократно в течение своей долгой творческой карьеры. Впервые это произошло еще в годы учебы. На темы, навеянные некоторыми из стихов, написаны две кантаты - "Петербург", а также "Прощание с Петербургом", которые композитор планировал объединить в четырехчастный цикл "Песни о родине". Еще одна поэма писалась для баритона и фортепиано в конце жизни; она также называлась "Петербург". Судя по записям в личных дневниках композитора, он собирался реализовать еще одну свою задумку, собирая материал для "большого Блока", для которого он отобрал более 20 литературных фрагментов из творчества поэта. Однако Свиридов не успел воплотить ее. "Петербургские песни" также основаны на поэзии любимого стихотворца и написаны в 60-е годы, когда Свиридов один за другим сочиняет вокальный цикл "Грустные песни" и еще одно произведение, основанное на стиха Блока - "Голос из хора". Необычен состав исполнителей, на которых рассчитан цикл: это четыре певца, по двое разных мужских и женских голосов, и инструментальное трио, состоящее из фортепиано, скрипки и виолончели. В цикл "Петербургские песни" входят 8 номеров, которые никак сюжетно не связаны между собой и не имеют постоянных действующих персонажей, но все же дополняют друг друга и для полной картины требуют исполнения всех "песен", а не выборочных романсов. Они рисуют картины из жизни Петербурга в разные сезоны. Действующими лицами выступают горожане из различных социальных слоев (преимущественно бедных сословий) и возраста. Свиридов исходит от литературной первоосновы, в результате чего в музыке всех номеров главенствует вокальная партия, а аккомпанемент лишь изредка скупо поддерживает ее; разве что в конце номеров он выходит на первый план, "допевая" мелодическую линию за певцом и доводя ее до логического завершения. Чувствуется явное господство интонаций городского романса конца XIX - начала XX веков. Ярко контрастирует и является своеобразной кульминацией в структуре цикла седьмой номер ("В октябре"). Это жанровая зарисовка, изображающая атмосферу таверны, в которой бренчит гитара и участвует захмелевший персонаж, партия которого строится на коротких, "всхлипывающих" интонациях и нестабильна динамически - с резкими контрастами и спадами. Также выбивается из общей давящей и гнетущей плоскости нежная и очень напевная "Колыбельная песенка". Отдельно следует упомянуть последний номер "Мы встретились с тобою в храме". Композитор предваряет его вступлением и оформляет проигрышами, основанными на звукоподражательных эффектах, изображая звон колоколов. Примечательно, что аккорды, построенные на секундовых соотношениях, звучат очень современно, но в то же время эта колокольность - исконно русская черта и навевает некоторую архаику. Общее настроение песен - мрачновато-задумчивое, грустное, и как поговаривают некоторые критики и музыковеды, назови автор цикл "Песнями отчаяния" - он бы попал в точку. Произведение было написано в 1963 году, но исполнено лишь через 6 лет в Малом зале Московской консерватории. Партию фортепиано исполнил сам автор, что обусловило премьере громкий успех и положило начало популярности произведения. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|