Героико-эпическая кантата С. Прокофьева.

 

В тревожное предвоенное время войны Советского союза с гитлеровской Германией в 1938 году советский режиссер С. Эйзенштейн предложил композитору С. Прокофьеву написать музыку для своего нового фильма «Александр Невский». Композитор с удовольствием принялся за большую работу.

Работа над фильмом и музыкой шла синхронно. Сначала Эйзенштейн снимал несколько эпизодов, показывал их композитору, а тот, основываясь на увиденном сюжете, сочинял музыку. Бывало и наоборот, сначала придумывалась музыка, а после уже снимался эпизод, который, по мнению режиссера, лучше всего к ней подходил. Получилось настолько хорошо, что музыка с текстом может рассматриваться не только как сопровождение в фильме, но и как самостоятельное произведение.

После выхода на экраны 1 декабря 1938 года фильм сразу же завоевал успех у советских зрителей. Это подвигло С. Прокофьева написать вокально-инструментальное произведение – кантату, взяв за основу музыку, написанную к «Александру Невскому». Несмотря на то, что задача была достаточно нелегкая, С. Прокофьев мастерски с ней справился. Получившаяся кантата состояла из семи частей, каждая из которых представляет собой логически завершенный номер.

Часть первая - «Русь под игом монгольским». Печальная мелодия выражает настроение того нелегкого времени, горя о горе и разрухе на разоренной врагом Руси. Часть вторая  – «Песня об Александре Невском» написана специально для мужского хора. Это рассказ о недавней победе над шведскими захватчиками и о приближающемся новом несчастье, о готовности сражаться за родную землю, о свободолюбивой душе русского народа.

Часть третья – «Крестоносцы во Пскове». Страшное время: слышны крики и стоны в завоеванном городе. На этом фоне выступают жестокие крестоносцы. Сигнал к наступлению, и мелодия меняется на другую, наполненную ужасом, горем и скорбью.  Часть четвертая – «Вставайте, люди русские». Героическая и патриотическая, зовущая не отдавать Русь врагу, поднимающая народ на защиту Родины песня звучит, как набат.

Часть пятая  – «Ледовое побоище». Центральная тема кантаты. В ней показана битва русского народа против захватчиков. Зимний пейзаж, замерзшее озеро, начало боя. Грозная музыка - крестоносцев, уверенная и стремительная - русских. Лед не выдерживает тяжести доспехов рыцарей и начинает трескаться под ними. Траурная музыка подчеркивают всю драматичность момента.

Часть шестая – «Мертвое поле». Это единственный номер, написанный для соло. Голосяще и печально звучит плач невесты о молодых парнях, сложивших голову на поле боя. Часть седьмая  – «Въезд Александра во Псков». Финал исполняет хор, который прославляет победу Руси в сражении, торжество добра над злом и насилием.  В 1939 году премьера кантаты с успехом была представлена публике в Большом зале Московской консерватории.

 

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: