Кантата «Мать скорбящая стояла» Джованни Перголези.

 

 

            Говоря о Перголези, его нередко сравнивают с Моцартом. Оба композитора были невероятно талантливы, эмоциональны, оба прожили яркую, но короткую жизнь. Джованни Перголези умер в возрасте 25 лет, из которых около 10 лет были посвящены творчеству.  В 1725 году Джованни Перголези приезжает в Неаполь, чтобы продолжать изучение музыки под руководством итальянского композитора Франческо Дуранте.

Уже первые музыкальные сочинения Перголези отличались новаторским подходом и пользовались большим успехом, хотя и вызывали немало споров в современном музыкальном сообществе между консерваторами оперной музыки и поклонниками нового направления итальянской комической оперы – оперы-буффа. Одним из самых известных произведений Перголези в этом жанре является «Госпожа-служанка», написанная в 1733 году.

Кроме оперной музыки Перголези сочинял и духовную. Пожалуй, самым известным произведением композитора в этом стиле кантата «Stabat Mater», написанная незадолго до смерти композитора. Этот католически гимн исполнялся в неаполитанских храмах в страстную пятницу, и вскоре стал более популярным, чем произведение другого итальянского композитора Алессандро Скарлатти, являвшееся предшественником «Stabat Mater» Перголези.

Автором латинских терцин считается францисканский монах Якопоне да Тоди, бывший одним из образованнейших людей своего времени, написавший много духовных текстов. Поэма «Stabat Mater dolorosa» — «Мать скорбящая стояла» рассказывает о страдании матери - Девы Марии, оплакивающей смерть распятого сына. История создания музыки весьма романтична.

Считается, что источником вдохновения для Перголези послужила смерь возлюбленной, которой родители не позволили выйти замуж за молодого композитора, и девушка удалилась в монастырь, где вскоре скончалась. «Stabat Mater» является своего рода лебединой песней Перголези, искренней, до гениальности простой и невероятно прекрасной. Автор работал над ней до самой смерти, исправляя и переписывая те ее части, которые казались ему недостаточно хороши, внося новые поправки в партитуру.

Кантата состоит из 13 частей: сольных и дуэтных, быстрых и медленных, которые чередуются между собой. Например,  дуэт сопрано и альта (Stabat Mater Adorosa), выдержанный в стиле lamento, сменяется соло сопрано (Cujus animam gementem) написанном в манере неаполитанской канцоны; а дуэт «O guam tristis et afficta», наполненный печали, сменяет ария альта «Guas moerbati». В конце кантаты дуэт поет лишь одно слово: «Amen», музыка светлая и проникновенная.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: