|
||||||||||||||
|
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||
Кантата "Москва" Петра Ильича Чайковского. Произведение написано для баритона и меццо-сопрано, оркестра и смешанного хора. Первое исполнение произошло весной 1883 года, в конце этого же года Юргенсон напечатал клавир кантаты, а через год, летом 1884 года, вышла и партитура. История сочинения этой кантаты довольно необычна. Так, известный 43-летний композитор получил заказ от правительства (Коронационной Комиссии) 20 марта 1883 года. Срок коронации Александра III был назначен на 15 мая того же года, то есть ему нужно было уложиться в срок до 17 апреля и успеть прорепетировать произведение с оркестром и вокальными исполнителями, а тем - разучить свои партии. Как позже писал сам Чайковский, по политическим соображениям он не мог отказаться от заказа. До этого он также нехотя написал заказной марш, поэтому, в письмах друзьям (Танееву и своей покровительнице фон Мекк) под большим секретом делился: марш - ужасен. Писал он его через силу, и ожидал, что столь же вымученной получится и кантата. Но, к удивлению самого композитора, тексты Аполлона Майкова, которые легли в основу кантаты "Москва", были настолько вдохновенными, что Петр Ильич проникшись их историческим духом, сразу же сел писать, и уже к 5 апреля монументальное произведение было готово. Торжественная коронация императора прошла очень помпезно, исполнение кантаты "Москва", приуроченной к этому событию, состоялось в Грановитой палате Кремля, а дирижировал произведением Э. Направник. В июне Чайковского известили, что по распоряжению императора, Коронационная Комиссия подносит Петру Ильичу за написанные марш и кантату подарок на сумму полторы тысячи рублей. Композитор в тот период нуждался в деньгах, однако был разочарован - вместо денежного гонорара, ему таки прислали дорогой подарок - бриллиантовый перстень. Чайковский был вынужден заложить его и, возвращаясь из Кредитного общества, где он получил за кольцо ссуду в размере всего лишь 375 рублей, умудрился потерять и квитанцию, и деньги. Об этом тоже стало известно из писем друзьям. Музыка кантаты "Москва" очень вдохновенна, поскольку Чайковский писал ее не "для галочки", а проникшись патетикой. Структурно кантата выстроена из чередующихся хоровых и сольных частей, всего их 6. Пятый номер, "Мне ли, Господи" - заслуженно, самый популярный. Эта выразительная музыка написана в тональности ми-бемоль минор, семантика которой связана со светлой печалью и сосредоточенностью. Завершается произведение, как это и требовалось, славильным хором торжественного характера. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|