Классическая симфония С. Прокофьева.

Симфония ( Op. 25) была написана Прокофьевым в 1916-17-ом годах и посвящена однокурснику - Б. Асафьеву, бывшему его другом и в дальнейшем. Предварительно автором был сочинен "Гавот", который композитор посчитал недостойным быть самостоятельной пьесой и дважды использовал его как составную часть более крупных произведений. Изначально он вошел в состав симфонии, как ее III часть, а значительно позже, Прокофьев, подвергнув его незначительной переработке, включил в музыку балета "Ромео и Джульетта".

Впервые Прокофьев писал без рояля - очутившись летом на даче, он сочинял мелодию "в уме". Как признался позже композитор, он не раз использовал в дальнейшем этот метод, поскольку, по его мнению, такие мелодии получаются лучшими. Если, сев за рояль, чтобы проверить написанное, в первые минуты автор сам ужасался несуразности, то после нескольких проигрываний приходило понимание, что все именно так, как должно быть и каждая нота на своем месте. За лето Прокофьев написал клавир и оркестровал музыку.

Классическая симфония задумывалась как дань уважения венским классикам. Известный своими "ужимками" и музыкальным сарказмом, Прокофьев, уже написавший два фортепианных концерта и "Скифскую сюиту", не говоря о ряде мелких произведений в том же стиле, тем не менее, немало удивил всех, написав такое классически ясное по форме и содержанию произведение. Оркестровка написана для скромного состава инструментов и очень "прозрачна", по- моцартовски легка, пронизана оптимизмом и светом.

Но сама музыка не так проста. Сергей Прокофьев так отзывался о своем творении: "Если бы Гайдн дожил до нашего времени, он бы написал именно так - сохранив традиции венской школы, и, вместе с тем, использовав современные находки". Автор насытил Классическую симфонию современными гармониями, благодаря чему она не выглядит стилизацией, а очень современна.

Структура произведения - четырехчастная, первый и последний разделы написаны в форме сонатного Allegro, а средние - просто в трехчастной форме. Вторая часть - Largetto - написана в ритме полонеза и богато украшена трелями, а третья - это еще один танец, но уже явный (тот самый Гавот). В 1918 году Прокофьев уехал на несколько лет за границу, однако успел побывать на премьере Классической симфонии и даже сам дирижировал своим детищем. Первое исполнение прошло в Петрограде и было встречено довольно одобрительно.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: