Клод Дебюсси, «Море»: три симфонических эскиза.

Клода Дебюсси всегда привлекало море, свидетельство тому -  и детские воспоминания, и частые поездки на Атлантику и Ла-Манш на протяжении всей жизни. И даже будучи смертельно больным, он все-равно приехал полюбоваться на морские просторы. Кроме того, сам будучи родоначальником импрессионизма в музыке, композитор восхищался работами импрессионистов-художников, часто изображавших эту стихию. Клод Дебюсси находил море очень музыкальным: от едва слышимого шепота волн о песок до мощных ударов о скалы - везде слышался упругий ритм.

Такая любовь не могла не найти воплощения в музыке. Летом 1903 года композитор начинает писать, как он их сам называл, "симфонические эскизы", позже трансформировавшиеся в программные номера, объединенные общим заголовком "Море". Первая часть носила название "Прекрасное море у острова Сангинер", которое позже автор переименовал в  "От зари до полудня". На фоне basso ostinat'ного тремоло у литавр, которые задают ритм "шуршания" волн, исподволь, как бы издалека, выстраиваются неторопливые колышущиеся движения. Постепенно море будто бы "просыпается", звуча все мощнее и шире, тут и там мелькают всплески-переклички у разных групп инструментов.

В среднем разделе появляется небольшой контраст. Вступает виолончельная группа - сразу 16 инструментов солируют, набирая подвижный темп, а затем снова появляется первоначальный ритм волн, на фоне которых медные духовые торжественно исполняю гимн морю. В этой части мало контрастов, но море живое, оно ежесекундно меняется, что выражается в свободной смене размеров и структуру, не укладывающуюся в рамки традиционных «квадратных» периодов. Некоторые исследователи небезосновательно считают данный цикл симфонией, которая не имеет традиционной первой части (Allegro), а начинается сразу со второй и состоит из медленного раздела, скерцо и финала.

Музыка II части - "Игры волн" - динамична, но также лишена контрастов. В составе оркестра активно используются молчавшие до сих пор треугольник и колокольчики, а арфа звучит более интенсивными всплесками. Музыкально прослеживается связь с другим симфоническим произведением Дебюсси - "Облаками". Третья часть также была автором переименована: с "Ветер заставляет море плясать" на "Диалог ветра и моря". Эта часть соответствует финалу симфонического цикла и по размерам - самая обширная из всех трех "эпизодов". Тут впервые появляются драматические моменты, а море показано бурным и грозным.

Изначально композитор хотел поручить руководство премьерным исполнением К. Шевийяру, который также впервые продирижировал его "Ноктюрнами". Однако затея вылилась в полный провал, после которого никто ничего не понял, и музыкальное сообщество долго бурно дискутировало о новом произведении. Через 3 года, накануне собственной свадьбы, состоявшейся в 1908 году, Дебюсси решился на повторное исполнение, уже самостоятельно встав за дирижерский пульт. Это был дебют композитора в новом амплуа, и на сей раз все удалось наилучшим образом.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: