Немецкий реквием И. Брамса (Op. 45).

На написание такого масштабного и серьезного произведения Брамса сподвигли многие вещи. Во-первых, этот шаг - свидетельство его духовной зрелости и вершины композиторского мастерства. Считается также, что он был впечатлен смертью Шумана, с которым очень сдружился в последнее время. Несколько лет он вынашивал идею будущего произведения и работал над его фрагментами. Еще одним потрясением стала смерть матери, после которой Брамс стал много работать над Реквиемом, в результате чего, менее чем за год завершил произведение.

Случилось это 1866 году, как гласит надпись на рукописи, а премьера была разбита на две части: выборочно прозвучали разделы в 1867 году и полное исполнение в 1868-м. Музыка Реквиема многократно переделывалась композитором. Особенно это касается II части. Изначально музыка сарабанды должна была входить в одну из симфоний, позже трансформировалась в Концерт №1 для фортепиано с оркестром, а еще позже были найдены подходящие слова, и музыка была переписана для хорового состава.

Несмотря на обязывающее название, произведение Брамса отличается от традиционной трактовки католической заупокойной мессы. Количество частей (в брамсовском реквиеме их 7) и их названия не соответствуют латинским, полностью отсутствуют канонические тексы молитв. Нет такого важного раздела как Dies Irae (так называемый, "День гнева", рисующий картины Страшного Суда) или хотя бы даже приближающегося к нему по смысловой нагрузке. Вместо этого композитор обращается к живым и прославляет утешение, примиряя их с мыслью о смерти, даже внушая некое мужество.

Сам Брамс считал, что его произведение адресовано всем людям, независимо от принадлежности к той или иной конфессии или национальности. Тексты подобраны лично Брамсом из немецкого перевода Библии, выполненного Мартином Лютером. В то же время, Брамс на был первооткрывателем жанра - подобные вокально-симфонические произведения на родном языке уже существовали. Взять хотя бы Немецкий реквием, написанный Францем Шубертом (который долгое время ошибочно приписывали перу его брата Фердинанда, композитора-аматора). А еще раньше, еще до Баха, Немецкая заупокойная месса была создана Генрихом Шютцем.

Немецкий реквием И. Брамса (Op. 45).

Наблюдается некая зеркальность структуры. Крайние части написаны на подобные по смыслу тексты - "Блаженны страждущие..." и "Отныне блаженны мертвые...", а II и VI части, посвященные картинам траурного шествия и воскресения, символизируют спокойствие и умиротворение усопших. Три средние части - это своего рода мини-цикл: в III задается вопрос, IV -время раздумий под лирически-созерцательную музыку и в V, наконец, возникает ответ. Таким образом, все части Реквиема оказываются тесно связанными между собой словесно, музыкально и по смыслу, помогая удерживать его форму.

Немецкий реквием И. Брамса (Op. 45).
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: