|
||||||||||||||
"Ночь на Лысой горе": версии Мусоргского и Римского-Корсакова. Изначально Мусоргский заинтересовался пьесой Ф. Менгдена "Ведьма" (к сожалению, это произведение не сохранилось) как материалом для написания вокально-симфонического произведения, и он даже начал делать наброски хоров. Однако отложив этот проект на 7 долгих лет, композитор вернулся к нему уже с другой задумкой - сделать только оркестровый вариант. Партитура была написана всего лишь за 12 дней, причем без черновиков, о чем он не преминул похвастаться в письме Римскому-Корсакову. Данное произведение представляло собой программный симфонизм в 4-х частях и носило первоначальное название "Иванова ночь на Лысой горе", где каждая из частей посвящена какому-либо действу шабаша. Помимо такой тематики и необычной гармонизации, нетипичный прием, использованный композитором - многочисленные переклички в разных регистрах и партиях, а также переклички целых оркестровых групп, создающие общее пространственное звучание без выделенной мелодической линии, являлись довольно смелым решением. Мусоргский понимал, что широкая публика не поймет его задумок и новшеств и ожидал поддержки хотя бы от друзей-музыкантов. Однако близкие друзья творение композитора не оценили, а Балакирев наотрез отказался провести премьеру "Ивановой ночи" в Бесплатной школе, концертами которой он руководил. Мусоргский был глубоко разочарован, но отказался последовать совету Балакирева, заявив, что не поменяет ни ноты в содержании произведения, равно как и в его форме и оркестровке. Данному произведению Мусоргского так и не суждено было увидеть свет в том виде, каким его задумал автор, при жизни композитора и опубликовано и впервые исполнено оно было лишь спустя почти сто лет (английское исполнение авторской редакции под управлением дирижера Л.Д. Ллойд-Джонса состоялось в 1972 году). После смерти композитора доработкой произведения занялся его коллега по кружку. Нужно отметить, что версия Римского-Корсакова значительно отличается от оригинала. Музыке присуща более прозрачная оркестровка, меняется состав оркестра: изымается целый ряд инструментов, но взамен вводится колокол. Если в составе оркестра такой инструмент отсутствует, его партию поручают деревянным духовым. Мощный напор, присутствовавший у Мусоргского с самого начала и давящий на слух и восприятие Римский-Корсаков заменил на постепенно нарастающий, как бы приближающийся издалека (начинается произведение у одной только скрипичной группы и на пианиссимо, едва слышно) и приводящий все к той же кульминации. Гигантский размах апофеоза шабаша прерывается шестикратным ударом колокола, после чего появляется светлая лирическая мелодия у флейты. Программа Римского-Корсакова также отличается от названий частей Мусоргского, например он ввел Чернобога, вероятней всего, позаимствовав этот персонаж из "Млады", совместной оперной работы "кучкистов". Как писал сам композитор, для того, чтобы облачить замысел Мусоргского в наилучшую форму, он использовал помимо материала "Ивановой ночи" и музыку других его произведений, в частности, оперы "Сорочинская ярмарка", в которой развиваются некоторые из тем симфонической композиции. Под названием "Ночь на Лысой горе", редакция Римского-Корсакова была исполнена в 1886 году и имела оглушительный успех. |
||||||||||||||
|