Опера «Аида» - лучшее детище Д. Верди.
Египетское правительство обратилось к Д. Верди с просьбой создать оперу, к открытию театра в Каире, чтобы ее тема была напрямую связана с историей Египта. Верди отказался от написания, но когда в 1870 году ему дали прочитать краткий сценарий «Аиды», то ему очень понравилась идея, и он согласился сотрудничать. Первый показ оперы состоялся в Каире 24 декабря 1871 года. Опера сразу же завоевала огромный успех у зрителей и благосклонные отзывы критиков.
После Каира «Аида» с показом отправилась в Италию, на родину великого композитора. Такого успеха не удостаивалось еще ни одно произведение. Целых тридцать два раза приходилось композитору появляться перед восторженной рукоплещущей публикой. 31 марта 1873 года «Аида» посетила Неаполь. Партию Аиды исполнила чешская певица, высоко почитаемая Д. Верди, Т. Штольцова.
В России опера в исполнении итальянской труппы имела ошеломительный успех 19 ноября 1875 года. А на русском языке опера зазвучала на сцене Мариинского театра в апреле 1877 года. Партия Аиды исполнялась А. Меньшиковой. Опера Д. Верди «Аида» - драма сильных страстей выполнена в четырех действиях. В ней несчастная любовь дочери царя Эфиопии рабыни Аиды и Радамеса, молодого начальника дворцовой стражи.
Действие происходит в городах Древнего Египта, Фивах и Мемфисе, во времена правления фараонов, когда Египет и Эфиопия враждовали. Главная героиня представлена сильной личностью, ненавидящей врагов своего народа, сохранившей любовь и верность своему возлюбленному до последнего вздоха.
Первое действие. Эфиопия начинает войну против Египта, и Радамес назначен предводителям египетских войск. Он надеется, вернувшись с победой, осыпать дарами свою прекрасную возлюбленную рабыню-эфиопку Аиду, которую хочет в будущем видеть своей женой. Аиде испытывает сильную тревогу за свой народ и Радамеса. Дочь фараона Амнерис тоже влюблена в Радамеса. Оставшись наедине, она признается ему в своих чувствах.
Второе действие. Дочь фараона Амнерис с нетерпением ждет Радамеса с войны. Она лжет Аиде, что Радамес погиб в бою и требует забыть его. Аида, разоблаченная в своей любви, просит Амнерис сжалиться над ней. С победой возвращается Радамес. Народ встречает его с ликованием. Среди пленников находится и царь Эфиопии Амонасро, отец Аиды, который выдает себя за простого солдата.
Фараон, вняв просьбе Радамеса, приказывает освободить всех пленников, кроме их предводителя и, не спросив согласия, в качестве благодарности отдает ему в жены принцессу Амнерис. Третье действие. Канун свадьбы Амнерис и Радамеса. Амнерис с жрецом Рамфисом плывет на лодке в храм, чтобы помолиться. Аида ждет своего возлюбленного, но вместо него к ней приходит ее отец и просит ее выведать секреты у Радамеса, которые помогут победить ему в войне. После долгих колебаний Аида соглашается.
Приходит Радамес, он рассказывает Аиде, что опять отправляется на войну в надежде отсрочить свадьбу с Амнерис. Аида предлагает ему бежать, и ей удается убедить его. Радамес отвечает на все ее вопросы о том, где слабое место у египетских войск. В это время появляется Амонасро, который признается, кто он на самом деле и предлагает Радамесу трон Эфиопии. Из храма выходят Амнерис и жрец. Радамесс отказывается бежать с Аидой и передает свой меч в руки Рамфиса.
Четвертое действие. Амнерис посещает Радамеса в темнице и предлагает ему спасение, если он откажется от своей любви к Аиде. Но Радамес, узнав, что Аиде удалось сбежать, отвечает отказом. На суде его приговаривают к погребению заживо в склепе храма бога Ра. Амнерис бросается к жрецам, стараясь переубедить их угрозами и мольбами, но ей это не удается. Приговор вынесен.
Радамес в склепе ожидает смерти и думает о своей возлюбленной. Но вот он видит, что к нему приближается фигура. Это Аида. Узнав об участи Радамеса, она тайно пробралась в склеп, чтобы разделить с ним участь. Но силы покинули ее, она прощается с миром. А наверху Амнерис молится о Радамесе.
Опера «Аида» впечатляющая своим масштабом, эмоциональной выразительностью, высокой нравственной идеей. Мастерство Д. Верди в этой потрясающей опере достигло небывалых высот. Именно мелодия придает сюжету нужные оттенки и эмоции: печаль, страсть, тоску. Не случайно говорят, что Д. Верди своей оперой смог превзойти самого себя.
|