Опера «Дон Жуан» Моцарта.

 

Опера «Дон Жуан, или Наказанный развратник» - это трагикомедия в двух действиях В.А. Моцарта на либретто Лоренцо Да Понте. После знакомства с оперой Россини, Гуно и Вагнер называли ее величайшей из когда-либо написанных.  Все действия оперы «Дон Жуан» происходят в средневековой Испании XVII века в городе Севилья. Углубимся в историю написания этого произведения.

В декабре 1786 Прага с восторгом принимает оперу Моцарта «Свадьба Фигаро», чем воспользоваться известный театральным предприниматель Паскуале Бондини, подписавший в феврале этого года контракт на  сочинение новой оперы. Моцарт и да Понте не заставили себя долго уговаривать и взялись за дело, которое пошло необычайно легко. Подобное можно объяснить, да Понте и Моцарт работали вместе не в первый раз, между ними существовали приятельские отношения.

Результат такого сотрудничества  не заставил себя ожидать, премьера оперы состоялась 29 октября 1787 года в Сословном театре Праги. Вообще Прага была особенным городом в жизни Вольфганга Амадея Моцарта, произведения которого не находили должного приема на других концертных площадках Европы с восторгом принимались пражанами.  В городе только и было разговоров, что о новом творении гения, фигурально выражаясь «Прага сошла сума» по Дону Жуану.

Опера «Дон Жуан» Моцарта.

В чем же секрет обаяния «Дона Жуана»? Все просто, весь секрет в самой личности главного героя. Гений обольщения, редкий храбрец, наконец, просто красавец, такой человек не может не вызывать сильных эмоций. Положительных или отрицательных, не важно, Дон-Жуан заставляет биться сильней женские сердца и мучиться завистью мужчин. Дон-Жуан не просто человек, это гений, подчиняющий всех и вся своим желания и прихотям.

Все драматургические линии устремлены к нему, другие персонажи лишь фон. Так повелось, что люди необычные всегда притягивают к себе внимание окружающих и Дон-Жуан не стал исключением. Свою оперу Моцарт называл «веселой драмой», но по существу открыл новый жанр - психологическая музыкальная драма, которая воплотила в себе сразу три начала: драмы, трагедии и комедии, который придает необычную правдивость всему произведению.

Подобный синтез создал обширное поле деятельности для персонажей, возможность рассмотреть человеческую натуру со всех сторон, оценить. Увертюра состоит из двух разных частей драматического начала и веселого продолжения. Первый акт оперы необычен, в нем практически нет завязки, действия стремительно сменяют друг друга, все приплетается в едином круговороте. Смерть командора, бесчинства Дон-Жуана, жажда мщения.

Второй акт только добавляет напряжения, Дон-Жуан искренне радуется жизни, выражая свое отношение к ней в арии «Чтобы кипела кровь горячее», проникающую в саму душу слушателя, но это его лебединая песня. Тучи собираются вокруг его головы, мстители настигают, заглушают его  своими обвинениями. Дон-Жуан в панике скрывается, однако ясно, конец близок. Никакие уловки не могут спасти его. Третий акт становится логичным завершением всего произведения, Дон-Жуан умирает.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: