Опера «Дубровский» Эдуарда Направника

Оперу «Дубровский» композитор создал в 1894 г, ее премьера состоялась 3 января 1895 года в Мариинском театре в Петербурге. Вскоре опера с большим успехом была поставлена и в других городах России, а также в Праге в Национальном театре. В основу оперы была положена одноименная повесть А.С.Пушкина.

Либретто написал М.И.Чайковский, и оно отличается от оригинала в некоторых эпизодах.  Главное, либреттист значительно изменил конец повести: Дубровский не распускает шайку и не скрывается за границей, как это было у А.С.Пушкина, а смертельно раненый, умирает на руках у Маши.  

Изменены и характеристики главных героев оперы: Маша, в отличие от своего литературного прототипа, отказывается от замужества, готова бросить дом и отца ради любимого. Дубровский, гордый и суровый романтик у Пушкина, в опере обрисован в лирических тонах. Оркестровое вступление оперы соединяет гневную, протестующую музыку хоровых эпизодов с элегической мелодией романса Дубровского.

В первом акте музыкальное развитие первой картины идет от светлых настроений к мрачным: от радостного волнения встречи в трио «Все радости счастья былого» через спокойное ариозо Андрея Дубровского «Кто б верить мог» к скорбному плачу Егоровны с хором. Массовая сцена второй картины помогает совершению перелома в чувствах героя. Завершающее картину ариозо Дубровского «Теперь мой дом» звучит бурно и целеустремленно.

Два раздела второго акта содержат характеристику Маши и сцену с разбойниками. Мечтательным настроением овеян романс Маши «В светлом молчанье». Следующие за ним хоры девушек «Посмотрите, барышня» и «Ох, не березонька» звучат наивно, простодушно и беспечно. Сцена с разбойниками построена на сопоставлении хоровых реплик, звучащих сильно и бесшабашно, с жалостными фразами Дефоржа, и это создает комический эффект.

Третий акт полностью посвящен теме любви. Мягкий вокализ Маши сменяется задумчивым романсом Дубровского «Никогда не видеть». Пылкое, восторженное ариозо Маши «Но кто же он» завершает акт. В четвертом акте праздничная массовая сцена противопоставлена интимно-лирической, которая завершается драматической развязкой. Диалог Маши и Дубровского наполнен нотами отчаяния и горя, но последний их дуэт звучит светло и нежно.

Не случаен успех оперы у слушателей, он обусловлен выразительностью лирики, напевностью мелодий, яркой сценичностью произведения.

 

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: