Опера Дж. Россини «Моисей в Египте».
Над либретто оперы трудились несколько человек, поскольку библейский сюжет, легший в основу произведения, неоднократно переделывался и дописывался под воздействием цензуры. Первая постановка оперы произошла в 1818 году в управляемом Россини театре Сан-Карло, ровно через год он здесь же представил вниманию публики расширенную версию, которая включила в себя новый финал - хор, символизирующий еврейский народ, на грандиозном фоне которого звучала молитва Моисея.
Кроме того, переехав через десять лет в Париж, композитор заключил с управляющим придворными изящными искусствами виконтом Ла Рошфуко контракт, по которому ему предоставлялся солидный гонорар и возможность работать с лучшими певцами французской столицы, а взамен требовалось переделать оперу для парижской сцены. В знак благодарности Россини посвящает новую редакцию ему.
Творческий коллектив, состоящий из композитора Л. Болокки и журналиста Э. де Жуй, которые также были известными местными либреттистами, переводят сюжет "Моисея" на французский язык. В ходе работы были внесены и еще некоторые изменения, включая изменение имен некоторых действующих лиц и написание целого акта, который выступил органическим вступлением к уже имеющимся трем. Кроме того, по традициям Grand Opera, для которого и готовилась постановка (премьера в этом театре произошла в 1827 году) в состав оперного спектакля была введена целая балетная сюита.
Россини дописал еще несколько финальных номеров, в частности, большой оркестровый эпизод, изображающий бурю и квинтет. Сами вокальные партии, которые изначально от первой до последней ноты были рассчитаны на виртуозное владение голосом, композитор, по просьбам солистов, сделал технически более скромные. В целом, все данные нововведения безмерно растянули действие, но в то же время сместили акцент произведения.
Сам патриотический сюжет, при котором главным действующим лицом оперы становится не герой-любовник, а мудрый политик, поручение партии главного героя не писклявому кастрату с женским голосом, а басу, а также отход на второй план виртуозных арий, вместо которых появляются многочисленные хоровые и инструментальные эпизоды, позволяют говорить о зарождении героико-патриотической оперы, ставшей новым жанром, логически развившимся из оперы-seria.
В современном варианте опера Россини часто исполняется, причем именно последний ее вариант, из которого только, как правило, исключают танцы и финальный квинтет, заканчивая, таким образом, действие симфоническим финалом, рисующим картину бури на море.
|