Опера Джузеппе Верди «Сила судьбы».
Основой либретто оперы Джузеппе Верди «Сила судьбы» является драма А. де Сааведры «Дон Альваро, или Сила судьбы». Обратившись к истории, мы узнаем, что опера была заказана дирекцией театров Петербурга. В угоду петербургской дирекции Верди многое изменил в тексте, сохранив основную тенденцию — проявление у героев любви к свободе.
После первой успешной постановки в Петербурге (22 ноября 1862 года) достоинства этого произведения никто не оценил. А русская общественность негодовала по поводу отказа от отечественного музыкального сопровождения в пользу услуг зарубежного композитора. На постановку были потрачены немалые деньги. Постановки же оперы в Мадриде и Риме, заставили автора посмотреть на нее с критической точки зрения и внести изменения.
Переработкой либретто занимался А. Гисланциони. Сюжет также претерпел изменения: сцены с участием «массовки» были перестроены, была изменена развязка. Новая версия оперы с огромным успехом пережила свою постановку в «Ла Скала»(27 февраля 1869 года), чтобы затем утихнуть почти на полтора столетия и вновь воскреснуть и заслужить славу.
Опера Джузеппе Верди «Сила судьбы» состоит из четырех действий. Действия развиваются в Испании и Италии (18 век). С самого начала опера пропитана романтическим духом и любовью к свободе, а драматизм сюжета делает его еще более увлекательным. Увертюра к опере отличается своей драматичностью, в ней были использованы фрагменты нескольких арий. Увертюра, написанная мастером, самодостаточна и вполне может существовать отдельно, вне оперы.
Главными героями действий становятся Дон Альваро, представитель древнего рода Новой Индии, его возлюбленная, испанская дворянка Донна Леонора ди Варгас, и ее дядя Дон Карлос ди Варгас. Любви двух главных героев Альваро и Леоноры противоречит многое: и их социальное положение, и обвинение Альваро в убийстве отца Леоноры, надменного маркиза ди Калатрава.
Судьба влюбленных разлучает их и готовит им разные испытания, чтобы через много лет свести их при трагических обстоятельствах вместе. Их любовь удостоилась самых великолепных мелодий, созданных автором. Глубина и одухотворенность композиций возвысили это произведение над всеми раннее созданными.
Аббат Гуардиан, настоятель монастыря, олицетворяя в себе человечность, сочувствие и примирение, присоединился к двум любящим друг друга героям. В заключительной сцене голоса этих трех героев достигают необычайных высот выразительности, оставляя за собой роковые трагические события. Однако они не покинули главных героев. Леонора погибает от руки своего брата. Звучащая проповедь священнослужителя помогает пережить трагизм этой истории.
|