Опера «Идоменей». Моцарт в современной обработке.

Опера «Идоменей». Моцарт в современной обработке.

В камерном музыкальном театре оперы им. Б.А. Покровского прошла премьера оперы Моцарта «Идоменей». Это одно из ранних произведений композитора, он написал его в 24 года. При его жизни оперу ставили всего дважды. В 30-ее годы ХХ века «Идоменея» переделал, даже, можно сказать, перекроил, Рихард Штраус, он добавил опере актуальности  того времени, нацистской философии вместо ревности.

Сейчас в моде оригиналы, переделку Штрауса ставят редко, а в то время в искусстве приветствовался прогрессивный взгляд. Режиссер Михаил Кисляров взялся за постановку именно этой версии. Хотя в Москве еще два сезона назад была показана версия Моцарта, да и в Мариинском театре ее играют.  Камерный театр отличается от других тем, что в основе его репертуара лежат редкие версии известных работ и малоизвестные зрителю произведения.

Создавался театр в 1972 году (в этом году у него двойной юбилей – театру сорок лет, а его основателю – 100), в то время все оперы шли лишь на русском языке. Это стало принципом Покровского, и созданного им театра. И в настоящее время дирижер Геннадий Рождественский не отходит от этого принципа.

В основе спектакля лежит история из античной мифологии, действие происходит поле троянской войны. На Крит возвращается царь Идоменей, спасшийся во время кораблекрушения, и давший обет принести в жертву Посейдону первого, кого увидит. На берегу его встречает Идамант, сын, который влюблен в пленницу Илию. Он побеждает гидру, которую на Крит наслал бог моря за то, что Идоменей не выполнил обещания.

Опера «Идоменей». Моцарт в современной обработке.

 Есть еще и жрица Исмена, которая борется за чистоту греческой крови (вот он, привет от Штрауса). Отец в мучительных раздумьях, сын герой, троянская пленница желает пожертвовать собой ради любимого. Бог расчувствовался от храбрости и любви, и всех простил.

Опера «Идоменей». Моцарт в современной обработке.

Замысел дерзкий, прочтение невнятное. Греческие костюмы из синтетики, плащ на царе из клеенки, странные конструкции на сцене из скрипучих панелей.

Растянутая на три действия история любви, которая тронула богов и остановила войну, оказалась всего лишь сном пленной троянской принцессы Илии.  Вереница маловразумительных сцен, похожая на концерт в костюмах. Отдельно хочется сказать о том, что исполнение оперы на языке оригинала, это не каприз эстетов, а музыкальная необходимость. Музыка, написанная для итальянской фонетики и длины слов, совершенно не воспринималась вместе с русским текстом.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: