Опера «Кармен» Жорж Бизе.
Действие оперы происходит в Севилье и окрестностях в 20-е годы XIX века. Либретто, в основе которого лежит новелла Мериме, написано творческим коллективом, состоящим из Лудовико Галеви, Анри Мильяка и самого композитора. Структура оперы четырехчастная, причем каждый из актов Бизе предваряет собственным симфоническим антрактом. Каждая увертюра содержит в развитии музыкальный материал, который так или иначе будет представлен в данном действии - это или предчувствие чего-то трагического, или картина обстановки...
Состав действующих лиц довольно смелый для того времени - это простые работницы табачной фабрики (девушки, к тому же, и ведут себя довольно развязно, курят), солдаты, контрабандисты, воры, полиция - в общем, простой народ. Несмотря на провал во время премьерной постановки, который Бизе довольно тяжело пережил (но неудача была обусловлена, конечно же, не музыкой - а ханжеством буржуазной морали, которая обвинила композитора в безнравственности), со временем "Кармен" завоевала любовь театралов и простых слушателей.
Популярность оперы сегодня настолько велика, что она ставится во многих театрах мира в переводе на национальный язык. Есть даже японская версия! В опере множество великолепных мелодий. Несмотря на отличительные черты культур, французу здорово удалось передать испанский колорит, цыганскую страстность и атмосферу, окружающую звезду корриды. Кроме того, музыка оперы вдохновила Щедрина на написание собственной сюиты по мотивам Бизе.
Дабы разбавить сомнительное общество женщин легкого поведения, напропалую флиртующих и меняющих свои привязанности (та же Кармен - увлекла Хосе настолько, что тот следует за контрабандистами, наплевав на честь и репутацию, но очень быстро охладевает к нему, найдя новый объект симпатии) авторы либретто вводят персонаж, которого не было в литературном первоисточнике. Микаэла - девушка чистая и невинная, она сохраняет привязанность к дону Хосе. Писатели насытили канву литературной основы большим драматизмом, чем это было в рассказе, а также развели контрасты персонажей на разные полюса: у Мериме нет таких ярких личностей.
Несмотря на провал 1875 года, в первом же сезоне опера ставилась 45 раз. Народу было любопытно посмотреть на скандальный спектакль, а еще более разогрела интерес публики весть о таинственной смерти Бизе (он умер в довольно молодом возрасте, всего через три месяца после премьеры). Ходили слухи, что виной всему переживания, но, скорее всего, композитора подкосил физический недуг - эмболическая закупорка сосуда.
Однако после того, как Гиро заменил обычные разговорные диалоги на речитативы, придав им точную звуковысотность, подготавливая "Кармен" для венской премьеры (но в последнее время театры иногда возвращаются к первоначальному варианту), австрийская публика встретила оперу более благосклонно. Даже маститые деятели искусства, такие как Вагнер и Брамс, обратили внимание на "Кармен" и высказали одобрение. Чайковский был в Париже в 1876 году и неоднократно посещал представление. Позже он напишет своей покровительнице, что находит Бизе настоящим творцом, который, хоть и отдает дань моде, но пишет с вдохновением и от души.
Петр Ильич изучал партитуру, часто исполнял за роялем клавирную версию и отмечал прекрасную оркестровку и потрясающие гармонии. Русская премьера состоялась через 10 лет - в Мариинском театре зажигала публику Славина, а задавал темп известный дирижер Направник. Зажигательные ритмы андалузских и цыганских песен, колоритные пляски с хором и танцы, костюмы - все это привлекает и сегодняшнего зрителя, а сама "Кармен" стала поистине шедевром мирового оперного искусства.
|