Опера «Кавалер розы» Рихард Штрауса.

Эту оперу часто сравнивают с моцартовской "Свадьбой Фигаро", даже сам Гофмансталь, написавший либретто, отмечает сходство сюжетов. Главная героиня - Маршальша, крутится перед зеркалом, и с печалью отмечает произошедшие с возрастом изменения, и далеко не в лучшую сторону. Ее молодой любовник Октавиан должен выступить в роли "Кавалера розы", то есть преподнести от лица влюбленного (в данном случае, Барона) серебряный цветок, как знак серьезных намерений. Опасения княгини фон Варденберг сбываются, и юноша влюбляется в юную Софи. Зрелая любовница примиряется с этим фактом и дает Октавиану свободу, но вот Барон в бешенстве, когда узнает, что его сват похищает у него невесту.

В отличие от Фигаро, где шутки с переодеванием довольно безобидны, Октавиан с двумя итальянцами (поначалу шпионившими за ним самим по приказу Барона, но поскольку тот не расплатился, быстренько переметнувшимися к его врагу) организует целую постановку с целью довести конкурента до безумия. Он переодевается девушкой и заманивает Барона на свидание, туда же приходят его "жена" и мнимые дети, которые устраивают грандиозный скандал. После этого соперник отступает, поскольку свидетельницей этого недоразумения стала Софи. Молодые люди счастливы, поскольку их чувства взаимны.

Музыкальный язык оперы очень свеж и понятен современникам, поскольку опирается на доминирующие в то время танцевальные традиции. Считается, что это вершина творчества Штрауса (однофамильца великого семейства, господствовавшего в бальной музыке XIX века и задававшего тон европейской музыке). Первая постановка оперы произошла в 1911 году, но через несколько лет композитор, никогда доселе не имевший дирижерской практики, решился сам провести одно из представлений. Как анекдот рассказывают случай, произошедший во время дебютного исполнения.

Якобы, отдирижировав практически всю оперу, прямо во время представления он тихо пожаловался первой скрипке - мол, слишком затянуто. На что концертмейстер ответил удивлением - ведь маэстро сам так написал. Но Штраус парировал, что знал бы он, что ему самому придется дирижировать, он не писал бы так длинно. И не мудрено, что Штраус так устал - полная версия, без каких-либо купюр, длится четыре часа (и это не считая антрактов). Вначале задумка оперы была более скромной, но по ходу работы над произведением, композитор неимоверно завяз в деталях. Впрочем, ценители «Кавалера розы» не представляют, как можно "выкинуть" что-либо из оперы, поэтому предпочитают полный вариант.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: