Опера «Корсар» Джузеппе Верди.

Опера «Корсар» была написана итальянским композитором по мотивам одноименной поэмы Байрона, появившейся на свет в 1814 году (автор либретто - Ф. Пьяве). Действие происходит в XVI веке на пиратском острове. Несмотря на то, что география и эпоха, а также политическая ситуация и действующие лица перенесены в другие условия, сюжет, а особенно финал в духе "все умерли", очень напоминает концовку "Ромео и Джульетты", когда из-за недоразумения гибнет один, а второй, не в силах справиться с горем, также лишает себя жизни.

В опере три действия и сюжетная линия либретто прямая, как палка - никаких ответвлений от основной драматургической линии. На протяжении нескольких лет корсары ведут бои с турецкой флотилией. Предводитель пиратов Коррадо собирается жениться, однако вынужден временно покинуть свою девушку (Медору), поскольку ратные подвиги для него стоят на первом месте. Первое действие заканчивается разлукой влюбленных и подготовкой к сражению.

Во втором акте Верди переносит нас во дворец Сеида - турецкого паши. Набравшись наглости, пираты проникают во владения властителя. Турки поражены - под видом нищего дервиша к ним пожаловал сам вождь пиратов - капитан Коррадо. Его сообщники в это время поджигают турецкие корабли, стоящие в гавани. Оправившись от замешательства, турки понимают, что отряд врагов малочисленен и контратакуют. Оставшиеся в живых, а с ними и Коррадо, попадают в плен.

В том же дворце живет девушка Гюльнара, которая, по сути, находится тоже в положении служанки, хотя паша симпатизирует ей. Невольница сочувствует симпатичному капитану корсаров, и чтобы спасти его, а заодно и себя избавить от ненавистного Сеида, закалывает того ночью. Пока стража не проснулась, все бегут. Медора, убитая известием о том, что ее жених находится в плену и его казнят, решает свести счеты с жизнью, поскольку жить без него ей незачем, и принимает яд.

Но вскоре прибывает корабль, на котором приплыли Коррадо и Гюльнара. Корсар спешит порадовать возлюбленную, рассказав, как ему удалось избежать смерти. Девушка благодарит Гюльнару за помощь, однако яд уже начинает действовать. Через мгновенье Медора умирает на руках Коррадо. Тот шокирован утратой и бросается со скалы в бушующее море.

Верди в этой опере использует свой излюбленный прием - арию-сцену, когда портрет каждого героя последовательно раскрывается посредством сольного номера. Однако впервые появляется новшество - действие вторгается в одну из статичных арий и придет ей сквозное развитие (по сюжету, в монолог героя вклинивается греческий шпион, который сообщает Коррадо о том, что вот-вот начнется бой с турками и корсары ждут его сигнала).

Музыкально композитор противопоставляет образы Запада и ориентального Востока. Кроме того, женские образы оперы "Корсар" также очень разные, что находит отражение в музыке: нежная Медора мечтательна и грустна, а Гюльнара грациозна, изящна, но с волевым стержнем. Премьерная постановка прошла в театре Гранде (Триест) в 1848 году.

Может быть, из-за того, что Верди параллельно работал над более важным заказом - оперой для парижской Гранд Опера, он мог выделить меньше времени на "Корсара". В результате он даже на премьере отсутствовал, отправив для подготовки и работы с оркестром и исполнителями Эмануэле Муцио, своего ученика, а сама оперная премьера прошла довольно незаметно, не оставив следа в сердцах и памяти зрителей. Сегодня исполняются лишь отдельные номера из этой оперы.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: