Опера Н. Римского-Корсакова "Моцарт и Сальери".

На Римского-Корсакова произвела впечатление одна из "маленьких трагедий" Пушкина и в 1897 году он пишет оперу, посвященную силе искусства и сущности этики внутри него. Для воплощения своей идеи композитор выбрал принцип сквозного развития; для большей части музыкального материала характерна текучесть, хотя отдельные номера имеют традиционную четкую форму. Но несомненно то, что все оперные эпизоды отличаются изумительной мелодичностью и красотой.

По масштабам, опера "Моцарт и Сальери" - самое лаконичное произведение Римского-Корсакова в данном жанре. Нужно отметить, что публика была несколько разочарована, поскольку тут нет грандиозных театрально-оперных эффектов, ставших традицией. Сам Римский-Корсаков, впоследствии, сомневался в правильности своего решения оркестровать произведение в пользу того, чтобы оставить его как клавир. Интересный момент: среди действующих лиц есть Слепой Скрипач, который не поет, а исполняет инструментальные номера.

Римский-Корсаков также допускает, по желанию режиссера, участие второго хора, выступающего за кулисами. Музыкальное вступление к первой сцене характеризует Сальери, а вступление ко второй - посвящено Моцарту (оно, кстати, построено на музыке, которую ранее наигрывал Моцарт). Сальери характеризуют размышления о жизни человека, прошедшего долгий жизненный путь, обдумывание достигнутого, в том числе и на музыкальном поприще. В самом начале оперы нет никаких предпосылок к будущей трагедии.

Опера Н. Римского-Корсакова Моцарт и Сальери.

Через некоторое время приходит Моцарт и нарушает поток размышлений пожилого композитора, приведя с собой слепого музыканта, который наигрывает отрывки из популярных моцартовских произведений. Далее актер, исполняющий Моцарта, садится за клавесин и играет фантазию. Примечательно, что эту музыку целиком и полностью сочинил Римский-Корсаков, но гениальному композитору удалось настолько мастерски передать характерные черты венского классика, что создается впечатление истинно моцартовской музыки.

Во второй картине соперники обедают вместе, когда Моцарт делится своими творческими планами и рассказывает о пугающем его заказчике, для которого он пишет Реквием. В это время некстати вспоминается Бомарше, который, по слухам, кого-то отравил. Сальери подсыпает в стакан оппонента яд, ничего не заметивший Моцарт выпивает свое шампанское, а поскольку здесь же стоит рояль, немедленно идет наигрывать отрывки из Реквиема.

Зависть перед легкостью, с которой "молодой выскочка" сочиняет великолепную музыку, приводит Сальери в состояние досады и вызывает слезы. Моцарт же решает, что Сальери прослезился из-за музыки. Почувствовав себя нехорошо, он уходит. Сальери снова остается наедине со своими думами. Ему вспоминаются слова недавней беседы, во время которой они обсуждали несовместимость гения и злодейства.

Опера Н. Римского-Корсакова Моцарт и Сальери.

Это становится еще одним ударом для Сальери по его творческому самолюбию, и он начинает себя успокаивать всяческими примерами. Заканчивается опера инструментальным эпизодом, построенном на развитии темы тяжелых предчувствий Моцарта.Через год состоялась публичная премьера, а популярный сюжет еще не раз обыгрывался другими композиторами.

Опера Н. Римского-Корсакова Моцарт и Сальери.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: