Опера «Русалка» Антонина Дворжака

мелодичность и поэтика «лирической сказки».

 

31 марта 1901 года в Пражском Национальном театре состоялась премьера «Русалки». Опера имела большой успех, она и сегодня остается одним из самых известных чешских опер.

Сюжет, повествующий о любви русалки к человеку, встречается в сказках многих народов. Эта любовь обречена, т.к. герои принадлежат к разным мирам, которые никогда не сольются в один, но, не смотря на страдания, предательство, и даже смерть, любовь эта полна всепрощения и света.

По своему содержанию опера Дворжака ближе всего к сказке Г.Х. Андерсена «Русалочка», не случайно композитор определил ее как лирическую сказку, обозначив жанровые границы произведения. Музыка «Русалки» пропитана национальным духом: интонации, напевы.

Фантастические персонажи олицетворяют силы природы: добрые и злые. Здесь есть и Баба Яга, и Водяной, и нимфы. Фоном для развития сюжета служат образы леса и озера, они дополняются бытовыми сюжетами, так же пропитанными национальным колоритом.

В начале произведения, когда Русалка, влюбленная в молодого принца, обращается к отцу за советом, речь ее выдержана в стиле народной песни. Ария Русалки задушевна и нежна. Водяной отправляет дочь к Бабе Яге за советом. Сцена разговора с Бабой Ягой фантастический Колорит.

Русалка просит дать ей человеческую душу, чтобы она могла быть вместе с возлюбленным. Баба Яга соглашается, но взамен забирает голос Русалки. При встрече Русалки с Принцем, музыка приобретает двойственный характер – страстные монологи

Принца переплетаются с  музыкой без слов, выражающей чувства немой Русалки. Влюбленный принц забирает девушку в замок. Начинаются приготовления к свадьбе. Когда юноша, увлекшись молодой княжной, гостившей в замке, отталкивает Русалку, музыка передает смятение и страх последней, плавно перетекая в прощальную песнь о любви.

Русалка возвращается на лесное озеро, ее ария «Молодость я погубила» вновь звучит как народная песня, выступая своего рода символом возвращения к «своим корням». Русалка олицетворяет свет и благородство, она является воплощением всего лучшего, что есть в природе. В конце оперы, в разговоре с Принцем, песнь Русалки сначала печальная и умиротворенна.

Постепенно, слова возлюбленного вновь наполняют ее волнением. Прикосновение Русалки смертельно для Принца, но юноша, страдающий от того, что предал и потерял свою любимую, говорит, что жизнь без нее страшнее смерти. Он целует Русалку и умирает в ее объятиях. Природа отомстила за предательство. Музыка звучит как траурный марш, но в самом конце, в последних аккордах слышится просветление.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: