Опера Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Опера Николая Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» проходит в четыре действия, с прологом Н. Римского-Корсакова. Автор либретто — В. Бельский. Работа над сценарием началась в конце 1898 — начале 1899 года. Поскольку либретто было написано по сюжету одноименной сказки А. С. Пушкина, закончить оперу планировали к юбилею со дня рождения Пушкина. Премьера оперы состоялась 21 октября 1900 года в Товариществе Солодовниковского театра в г. Москва.
Действующими лицами оперы являются: царь Салтан, его жена — Милитриса, ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха, царевна-лебедь, царевич Гвидон, дед, гонец, три корабельщика, скоморох, чародей и голоса Духов, а также боярыни, бояре, няньки, звездочеты, дьяки, слуги, белка, тридцать три витязя и простой народ. Местом действия был выбран сказочный город Тмутаракань на сказочном острове Буяне.
Яркая партитура, написанная к опере, отличается виртуозностью инструментального исполнения. При написании либретто пушкинский сюжет претерпел небольшие изменения. Имя царицы было изменено на «Милитриса», царство царя нарекли Тмутараканью, сам остров, на котором располагалось царство Салтана, носил название «Леденец», а также были введены дополнительные действующие лица — Скоморох и Старый дед.
Автор высмеивает некоторые качества большинства действующих героев. Это и неправдоподобная воинственность царя Салтана и наигранная скорбь об убитой им жене, и примитивность мышления царевича Гвидона, коварство и злость сватьи бабарихи и Милитрисы, готовящим вечные козни царице. На их фоне выделяется Царевна-Лебедь, воплощающая на сцене образ, полный лирики и поэтичности.
В своем сочинении автор использовал народные мотивы, удачно обрамляющие женственные образы на сцене, что придает действию реальность происходящего. Фантастическая часть основана на инструментальных мелодиях. Поэтому сочинение композитора представляет удачное сочетание несуществующего, вымышленного и реального. В своей работе Римский-Корсаков не обошелся без использования звукоизобразительных средств.
Известный всеми «Полет шмеля» представляет часть звукоизобразительной музыки оперы. Отличием «Сказки о царе Салтане» является ее сказочный характер. Однако перед выходом премьеры оперы композитор уже задумывался о написании другой оперы, ее сочинением он занялся летом 1901 года. Но здесь уже автор хотел отвлечься от сказочности персонажей и действий в пользу выбора сюжета с реалистичными чертами.
|