Опера С. Рахманинова  «Скупой рыцарь».

На сегодняшний день, одним из шедевров музыкального, и оперного исполнительского искусства, является опера Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь», положенная на либретто пушкинской истории из «Маленьких трагедий». Впервые, оперу поставили на сцене Большого театра в январе 1906 года. Однако из-за отказа Федора Шаляпина от исполнения заглавной партии, спектакль хоть и имел огромный успех, после четырех выступлений был снят по просьбе самого автора.

Отказ Шаляпина, который был другом и советчиком композитора, от участия в спектакле сильно задел самолюбие Рахманинова и обидел его. Мнения композитора и исполнителя главной роли разошлись из-за различного понимания соответствия музыки оригинальному тексту Пушкина. Основной, своеобразной чертой этой одноактной пьесы, является отсутствие женских персонажей в спектакле. Что, по всей видимости, и явилось причиной для довольно «холодного» отношения, и очень редкого обращения режиссеров и постановщиков к прекрасному произведению.

И еще одна черта, которая не позволяет пьесе стать на один уровень с такими широко известными произведениями русских композиторов, как «Моцарт и Сальери», « Пир во время чумы», «Пиковая дама» или «Каменный гость», отсутствие завершенных арий и довольно большие картины оперы, делают невозможным исполнение произведения на камерной сцене и в концертах.

Сюжет оперы повествует о старом бароне, который проживает с сыном в огромном, некогда богатом и красивом доме. Жизнь течет однообразно и не приносит радости и счастья  обитателям « скорбного замка». Барон полностью сосредоточен только на накоплении денег, получении прибыли и сохранности сокровищ. Только в подвале наедине со своим богатством он счастлив, каждая монета рассказывает ему свою историю, радует его, несмотря на то, что, эти истории одна история страшнее другой.

Из-за жадности хозяина все приходит в упадок, сын, за неимением средств обносился, и выглядит как простой бедняк. В отчаянии Альберт, идет с жалобами на отца к герцогу, и просит последнего повлиять на ситуацию. Однако даже приглашения ко двору разговор и заступничество герцога, не заставляют скупца раскошелиться. Чтобы не брать на себя обязательства по содержанию молодого человека, отец обвиняет его в покушении на убийство, с целью захвата собранных им средств.

Не выдержав оскорблений, Альберт ссорится со «скупым рыцарем», и в присутствии герцога обвиняет  его во лжи, за что отец  вызывает сына на дуэль. Герцог, присутствующий при ссоре выгоняет молодого барона, а скупец внезапно теряет силы и с криками « Где ключи? Ключи мои» - продолжая думать только о своем богатстве, умирает.

Опера, созданная выдающимся композитором, неоднозначна по своему музыкальному прочтению и трактовке, покоряет невероятной силой оркестра, запредельной сложностью вокальных партий, самобытностью и колоритом. Музыка Рахманинова, как и сто лет назад не перестает волновать и радовать многие миллионы почитателей этого талантливого автора. Она как поток многоводной реки увлекает выражением невероятной искренности, покоряет красотой и чувственностью образов.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: Такси программа скачать бесплатно тут