Опера Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка».

О  том, какие обстоятельства сопровождали создание «Снегурочки»,  Римский-Корсаков сам рассказывал в «Летописи моей музыкальной жизни», поэтому они хорошо известны. Сказку А.Н. Островского «Снегурочка» Николай Александрович впервые прочитал в начале 1874 года, едва она вышла в печать. Он потом вспоминал, что тогда она ему не особо понравилась, да и царство берендеев представилось необычным.

Зимой 1879-80 гг. он снова к ней вернулся и тут уже «точно прозрел" потрясающую красоту этого произведения. Композитор имел толстую книгу из нотной бумаги, куда он стал записывать набросками свои музыкальные мысли. Новый сюжет воодушевил Римского - Корсакова и он отправился в Москву для встречи с Островским и попросить воспользоваться его творением как либретто.

 Драматург не только любезно принял композитора и предоставил возможность работать с текстом по своему усмотрению, но и презентовал экземпляр произведения. Первое свое лето в глухой русской деревне Стелево Римский - Корсаков провел в 1880 г.  И сам пейзаж, и сама обстановка весьма вдохновляли его на эту работу.  1 июня он написал вступление к прологу, а заключительный хор уже 12 августа.

 Он впоследствии вспоминал, что "музыкальные мысли",  их осмысление "преследовали меня неотступно". "Снегурочка" как ни одно из его произведений давалось ему легко и быстро. Композитор писал, что работу над «Снегурочкой» держал в тайне, и по приезду в Петербург объявил своим близким, чем очень их удивил. Следующие полгода были затрачены им на инструментовку оперы, и вот 10 февраля состоялась ее премьера в Мариинском театра С.-Петербурга.

С того времени для публики она одно из самых любимых творений Н.А. Римского-Корсакова. В опере 4 действия, оптимистическая идея основывается на народной поэзии и состоит в прославлении преисполненных могущества природных сил. Также «Снегурочка» воплощает мысль о силе искусства - великой, преображающей. В опере противопоставляются миры фантастический реальный.

 Снегурочка, царь Берендей и  пастух  Лель полуреальны,  пробуждающему же жизнь в природе и людях Яриле-солнцу противостоит суровый Мороз. Снегурочка всей своей душой тяготеет к людям, к солнцу, и Римский-Корсаков изумительно и правдиво являет постепенно наступающее в ее сердце торжество любви и тепла, приводящее, однако, к ее гибели.  Композитор считал «Снегурочку»  своим лучшим творением, оно – самая поэтичная его опера.

Она впечатляет чутким, с любовью осуществленным отражением древних языческих обрядов, замечательных образов народных сказок и вообще картин быта простого народа. Музыка проникнута неувядающей свежестью и мудрыми в своей простоте народными песнями, содержит в себе мягкую лирику, весенние тона пробуждающейся природы. А. П. Бородин писал об опере: «Это именно весенняя сказка — со всей красотою, поэзией весны, всей теплотой, всем благоуханием».

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: