Опера «Соломея».
«Соломея» - опера Рихарда Штрауса, была положена на либретто одноименной драмы Оскара Уайльда - эпатажного английского писателя и драматурга конца XIX начала XX веков. Спектакль состоялся в Дрездене в декабре 1905 года, и вызвала шквал отрицательных эмоций. Сразу после первой публичной репетиции новую трактовку версии библейской истории запретил сам кайзер Вильгельм второй, а в Британии опера не была принята цензорами из-за негативного отношения церкви и прессы.
Неоднозначно пьеса воспринимается и в нынешние дни. Как и во многих произведениях О.Уайльда (« Портрет Дориана Грея», «Звездный мальчик») в «Соломее» очень ярко, а иногда извращено - утрированно описаны психологические портреты действующих лиц. Главная героиня живет во дворце, окруженная порочной страстью отчима, безразличием психически неуравновешенной матери, убившей своего мужа, для того чтобы выйти замуж за царя Ирода. Она ищет любви - чистой, духовной, но отравленная окружающей обстановкой сама не замечает, как превращается в красивое, порочное «чудовище».
Девушка покорена голосом Иоанна, его праведностью и мужеством, ослеплена страстью к святому человеку. Ее попытки вызвать ответное чувство неизведанной любви не увенчиваются успехом. Иоанн с презрением и негодованием отвергает чувства Соломеи. Испробовав все известные ей способы, чтобы вызвать к себе симпатию, она делает последнюю попытку быть ближе к любимому и требует его смерти. Поцелуй мертвого Иоанна - вот ее цель, достигнув которую, девушка погибает от рук слуг царя Ирода, сраженного ее поступком.
Музыкальные мотивы идеально подчеркивают характеристику персонажей. В образе Соломеи - Штраус видит не только истеричку, но и нервного, избалованного ребенка, хотя многие критики и зрители не понимают отношения автора к этой героине, и воспринимают ее как женщину, лишенную человеческого облика. Ни один из участников премьерного действа, придворных оперных актеров, не высказывал большого энтузиазма по поводу своих ролей, опасаясь, что оперу плохо примут. Первая исполнительница главной роли отказалась от работы, выступив всего в трех спектаклях. В Австрии, Англии, США действо было воспринято, как вызов морально-этическим устоям, очень холодно.
В наши дни «Соломея» - один из самых желанных для оперных певцов спектакль. С помощью различных достижений техники и спецэффектов режиссеры, постановщики, театральные художники стараются приблизить это произведение к современным слушателям, превращая его патологию в его же преимущества, находя в произведении жестокую красоту. Своеобразность и новизна в прочтении оперы производит шокирующее действие на публику. Однако цель и намерение композитора преломить в обстановке прошлого нравы людей современности увенчались успехом.
|