Опера «Соловей». Золотая клетка.

Опера «Соловей». Золотая клетка.                                

Мало кто помнит об опере «Соловей», поставленной по сюжету одноименной сказки Г.Х.Андерсена. Вначале, после пробной постановки Мейерхольда в Петрограде в 1918 году, оперу отвергли революционно настроенные критики: «Музыкальное дарование Стравинского является мягким, слабым, и односторонним». Да и откуда взяться такой странной, «восточной вещи» у исконно русского фольклориста? Как ее трактовать? Можно ли ее отнести к определенному стилистическому этапу творчества?

Опера «Соловей». Золотая клетка.

 Маленькую «трехкартинную» оперу забыли, махнув на нее рукой. В музыкальных школах «Соловей» значился как «остальные произведения Стравинского», и ни у кого не  возникало мысли о постановке произведения на большой сцене. Действие происходит в сказочном Китае. Придворные Китайского Императора восхищаются пением соловья – его трели слышны на опушке леса каждую ночь. Кухарочка уговаривает соловья спеть для ее хозяина. Маленькая серенькая птичка летит в руки девушки и та относит ее во дворец. Далее соловей начинает петь, покорив своим голосом Императора, да так, что тот предлагает награду птице.

 В этот момент прибывают японские послы, все отвлекаются на гостей, а соловей улетает. Император сердится на непокорного певца и объявляет его изгнанным, но это его не печалит – японские гости подарили искусственного соловья, который становится новой игрушкой. Далее на сцене гигантское ложе, на нем лежит больной Император, а сверху сидит Смерть. Доносятся звуки приведений. И тут в саду начинает петь соловей, рассказывая, как чудесно жить. Песнь его так прекрасна, что даже Смерть заслушалась и попросила продолжить.

Соловей соглашается, но взамен требует вернуть Императору его корону, знамя и саблю. Смерть все возвращает, продолжая слушать пение… и исчезает. Император поднимается с постели. Утром, когда первые лучики солнца проникают в комнату, в дверях появляются придворные, считая Императора умершим, а он стоя встречает их. Издалека доносится голос рыбака, поющего про восход солнца.

Стравинского называли «композитором-хамелеоном», «мастером тысячи стилей», «законодателем музыкальной моды» благодаря неизменно яркому материалу. Это действительно было так: в творчестве Игоря Федоровича были сочинения самых различных направлений и жанров. «Соловей» продолжил традиции, сложившиеся в сказочно-волшебных операх его учителя, Н.А. Римского-Корсакова. «Фирменные» приемы Стравинского нежно обрамляют единство русской лирики и восточного изящества.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: