Опера таинственный «Замок герцога Синяя Борода».

В 1910 году Белой Балаш была написана одноактная драма-мистерия «Замок герцога Синяя Борода» в стихотворном жанре. По авторскому замыслу пьеса носила характер не только самостоятельного произведения, но еще и оперным либретто, которое полагалось Золтану Кодаи. Но Бела Барток так увлекся этой пьесой, и идеей ее постановки, что автор с легкостью ему  отдал текст. 

Мрачная музыка оперы «Замок герцога Синяя Борода» переносит слушателей в мир загадочных тайн, будоражит воображение. Нелюбимый, проклятый людьми со всей округи герцог по прозвищу  Синяя Борода приводит в свой мрачный замок свою возлюбленную Юдифь, сбежавшую из отчего дома, покинув своего жениха. По настоянию девушки герцог отдает ей ключи от запертых дверей, и она поочередно открывает их. За первой дверью оказывается застенок с орудиями пыток и тяжелыми страшными оковами.

За второй дверью взору девушки предстает оружейная комната, полная доспехов, оружия, со следами запекшейся крови. После открытия  третьей  двери своды замка озаряются ослепительным светом – это блестят слитки золота, россыпи бриллиантов, алмазов, сапфиров, на которых виднеются пятна крови.  За четвертой дверью взору Юдифь предстает благоухающий цветущий сад, и также везде виднеются алые росинки крови. Открывается пятая дверь, скрывающая просторы царства герцога Синяя Борода.

Синяя Борода просит принять в дар все, что скрыто за первыми пятью дверями, но в обмен  забыть о двух последних дверях, и никогда их не открывать. Но Юдифь непреклонна, и открывается шестая дверь, а за ней перед удивленной девушкой предстает целое озеро слез. На вопросы возлюбленной: почему повсюду кровь, и откуда взялось целое озеро слез, герцог предлагает Юдифь  открыть последнюю седьмую дверь и получить ответы на все вопросы.

Седьмая дверь скрывала призраки трех прежних  жен синей Бороды. Одну из них он нашел на рассвете, и отныне она олицетворяет рассвет его жизни, вторую – в полдень, третью в закат. Герцог надевает на голову Юдифь алмазную корону и накидывает ей на плечи звездный палантин. Ей уготована участь стать ночью Синей Бороды, и девушка скрывается за седьмой дверью, а замок вновь погружается в холодный мрак.

Музыка оперы сочетает в себе экспрессионистские и импрессионистские тенденции. Бела Барток при создании оперы стремился создать символическую картину жизни, с драматическим сюжетом, лишенным внешнего действия, все средства выразительности сосредоточены в музыке.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: