Опера В. Моцарта "Милосердие Тита".

До трагической кончины композитора, когда он приступил к сочинению данной оперы, оставалось всего полтора года, уже писался Реквием, и Моцарт чувствовал себя нездоровым. Заказали "Милосердие Тита" чешские импресарио, которые решили отметить таким образом коронацию австрийского императора Леопольда II: в Праге должно было произойти возложение на монарха чешской короны.

Параллельно Моцарт работал над другим оперным произведением - "Волшебной флейтой" и, чтобы не терять зря время, начал делать наброски еще в карете, по пути в Прагу, куда он отправился из Вены со своей женой. Как утверждает Констанца, ее муж написал музыку оперы за 18 дней, поскольку сроки поджимали и отложить премьеру было никак нельзя.

Это, вероятно, сказалось и на музыке - ничего существенно нового и примечательного композитор не внес: те же виртуозные арии, высокие партии кастратов, что и в традиционных операх-seria. Как отмечают музыковеды, финальные номера, состоящие из расписанных на шесть участников-солистов и хор, в музыкальном плане гораздо уступают написанному десятилетием ранее "Идоменею".

 Предположительно, что речитативы secco написал не менее талантливый ученик венского классика - Франц Зюсмайер, который трудился в дальнейшем и над завершением Реквиема. Сегодня исследователи расходятся во мнении, кто исполнял партии Секста и его друга Анния. Трактовка тесситуры позволяет исполнение как тенором, так и кастратом, и даже допускается возможность женского сопрано.

За несколько дней до коронации, прибывший заранее монарх пожелал услышать другую оперу Моцарта - "Дон Жуан", премьера которой впервые состоялась тоже в Праге четырьмя годами ранее, в 1787 году. Дирижировал, скорее всего, сам автор. А 6 сентября 1791 года, в запланированное время, под управлением Моцарта прошла премьера "Тита", однако пражская общественность не испытывала особого восторга по поводу новой оперы.

Более того, сама императрица, принцесса родом из Испании, обозвала постановку, и в частности, музыку - "немецким свинством". Несмотря на такой провал, баснословный гонорар в 200 дукатов композитору все же был выплачен. В дальнейшем опера "Милосердие Тита" вошла в репертуар многих музыкальных театров. На российской сцене первая постановка произошла в 1817 году (Петербург) а из недавних постановок можно выделить работу К. Херманна, приурочившего ее к Зальцбургскому фестивалю 1992 года.

Сюжет, по сложившейся в опере-seria традиции, происходит в античное время при участии реальных царственных особ того времени. Однако дальнейшее развитие действия ничего общего с историческими событиями не имеет. Здесь все происходит в Риме, в конце первого века нашей эры, когда правил император Тит. В результате заговора против правящего властителя, в котором принимали участие его близкие друзья и родственники, чуть было не погиб Секст, которого с императором долгое время связывали тесные дружеские отношения.

Кроме того, Тит вдвоем с другом Секста, Аннием, претендовали на одну девушку (Сервилию), которая, однако, более благосклонно относилась к Аннию, а стремящегося добиться своего любой ценой Тита, которых прослыл знатным бабником, ненавидела. С подачи сестры императора Вителлии, которая не только была посвящена в эти события по причине влюбленности в Анния, но и сама претендовала на власть, было затеяно убийство Тита. И только вмешательство Сервилии и чистосердечное признание девушки брату спасает жизнь Секста, а народный хор прославляет его величие и доброту.

Подобный сюжет был выбран не случайно - он ведь прославляет государя и поэтому часто использовался в подобных торжествах (около десяти композиторов, включая Глюка, в разное время писали на него заказные оперы). Автор сего закрученного хитросплетения событий - Пьетро Метастазио. Его бессмертный шедевр еще больше приукрасил либреттист Мадзола, который, взявшись перерабатывать произведение для Моцарта, выбросил из литературной основы целый акт и не только воспользовался идеей предшественника, но переписал целые куски текста.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: