Опера «Волшебная флейта» Моцарта. Старая-старая сказка.
Творческий путь Вольфганга Амадея Моцарта завершила опера «Волшебная флейта», премьера которой состоялась в сентябре 1971 года, а через два месяца великого композитора не стало. Моцарт сам дирижировал этой оперой, имея огромный успех у публики и зрителей ( в том числе и Сальери). С зальцбургских времен композитор был знаком с руководителем театра в предместье Вены, превосходным кинодраматургом Иоганном-Эммануэлем Шиканедером. Оба они лелеяли мечту о сотворении национальной оперы на немецком языке. 
Изготовленнои Шиканедером либретто, несколько сюжетных источников связало в одно целое. Основой стала популярная в то время сказка «Лулу» (сборник фантастических поэм про фей и духов). Однако же в процессе работы над оперой сюжет значительно видоизменился, превратив положительных героев в отрицательных, и наоборот. «Волшебная флейта», на первый взгляд, это опера-сказка, в которой восславляется победа добра над злом, света над мраком, стойкости над малодушием, любви над коварством, дружбы над враждой.
Но это только на первый взгляд. На самом же деле это глубочайшее философское произведение, в котором произошло воплощение идеала справедливого государства. Невзирая на запутанность сюжетной фабулы предельно ясно можно понять идею оперы: только при преодолении трудностей и испытаний можно получить дорогу к счастью. Само собой счастье не дается, его можно получить жизнестойкостью и верностью, преданностью и терпением, любовью и верой в добрые силы.
Существенным является и то, силами добра и зла, заключенными не только в человеческих характерах, а и коренящихся в основах мироздания, выстелена дорога к новой жизни. В спектакле эти силы олицетворяют магические персонажи – Зарастро (мудрый волшебник) и коварная Царица ночи. Тамино, который вечно ищет истину и приходит к ней после ряда испытаний, мечется между царством ночи и солнечным царством.
В опере справедливо просматривается символика, которая связана с ритуальными обычаями тайного общества масонов, а основной темой является выход в свет из духовной тьмы через посвящение. Число «три» вообще было символичным у масонов: три Мальчика, три Дамы, три вступительных аккорда. Церемонию посвящения напоминают испытания, которым подвергался принц Тамино. А одно из испытаний проходит внутри пирамиды, которая также являлась традиционным символом масонства.
Мечта о создании оперы на немецком языке была осуществлена Моцартом как раз в «Волшебной флейте», которая опирается на традиции зингшпиля, в отличие от других пьес композитора, написанных на итальянском языке. Чередование разговорных диалогов с законченными музыкальными номерами – это и есть отличительная особенность зингшпиля. Ансамбли представляют большую часть номеров и отличаются разнообразием по сочетанию голосов и составу. В основу принципа драматургии «Волшебной флейты» ложится частое изменение места действия.
В каждой из этих сцен (коварные замыслы Царицы ночи, разлука влюбленных) концентрация внимания композитора направлена на данную конкретную ситуацию или на обрисовку образов-характеров. Большие финалы завершают оба действия оперы. При этом наличие многообразия частных развязок перед наступлением завершающего итога является «изюминкой» «Волшебной флейты». Врата Любви и Мудрости нараспашку открыты перед Папагено и Тамино. Злые силы исчезают, их власть закончилась, и наконец-то наступает финальное торжество.
Совершив триумфальное шествие по всему миру, «Волшебная флейта» и сейчас остается для каждого зрителя одним из величайших творений, которое выражает наши самые светлые мысли и чувства.
|