Опера «Вражья сила» А.Серова. Друзья и враги.

Опера «Вражья сила» А.Серова. Друзья и враги.

Впервые премьера оперы «Вражья сила»  состоялась 19 апреля 1871г, уже после смерти композитора. Молодой купец Петр, страдающий от любви к красавице Груне и выслушивающий увещевания от пропойца Еремки, в пьяном угаре решил убить свою жену Дашу, в последний момент побеждает это наваждение. Нравственно-психологический характер драмы ярко вписывается в жанровый фон, духовное возрождение человека находится в центре пьесы.

Опера «Вражья сила» А.Серова. Друзья и враги.

Наиболее интенсивно работа над оперой проходила в 1867г., в это же время была написана основная часть партитуры и либретто. Далее у Серова и Островского начались разногласия по поводу развязки темы. Композитор решил, что раскаяние Петра в финале нужно устранить и завершить пьесу убийством Даши и категорично  резкой форме высказал свои требования Островскому, что повлекло за собой разрыв отношений. В связи с этими событиями к написанию либретто были привлечены другие литераторы, но не успев оркестровать ее, Серов умер.

При всех спорных вопросах, «Вражью силу»  можно считать новаторским произведением, которое раздвинуло границы оперного искусства. Личные семейные драмы автор показал неразрывно, в единстве с бытовой тематикой; малая индивидуализация характеров героев выглядит небольшой слабиной оперы. В большей степени автору удалось передать бытность, чем внутренний мир персонажей. Начальная постановка пьесы совершенно не имела успеха. Зрители были недовольны средой, в которой развернулось действие, демократизмом музыкального языка и простотой самой драмы.

Выдающейся артисткой Е. Лавровской было не понята партия Груни, написанная для нее: образ пьяной бабы абсолютно не совмещался с ее достоинством. Партия Еремки превратилась в арию инфантильного существа. Утвердив реалистическое начало, которое представили оперы Римского-Корсакова, Мусоргского и Чайковского, к «Вражьей силе» пришло понимание зрителей. Немаловажную роль здесь сыграли талантливые певцы, например, Ф . Стравинский с партией Еремки, исполнивший эту роль впервые и не расстававшийся с ней до конца жизни.

Характерной внешностью он привлекал всеобщее внимание, едва появившись на постоялом дворе среди толпы народа. Высокий Стравинский непостижимым образом скрадывал свой рост – казался удивительно маленьким, с грязноватыми спутанными волосами, хитрыми глазами, реденькой наполовину лысой бородой, красным носом – типичный пьяница. Исполнением песни «Широкая масленица» зрителю передается неприкрытая радость забубенного гуляки в связи с предстоящим праздником, а потом – расстройство не успевшего нагуляться вдоволь человека.

Образ, созданный Стравинским, в сознании современников навсегда останется непревзойденным по величине реализма. Если рассматривать «Вражью силу» как перспективное и реформаторское произведение, то появление оперы было симптоматичным. Момент возрождения оперного театра совпал с премьерой, новая сюжетная тематика окунулась в атмосферу городской жизни. Но главной изюминкой является постановка жанрово-обрядовых сцен, примененная впервые в истории оперного жанра.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: