Национальный колорит в опере Захария Палиашвили «Абесалом и Этери».

 

Опера «Абесалом и Этери» была написана Захарием Палиашвили в 1910-1918 годах. Идею создания оперы по мотивам средневекового грузинского эпоса «Этериани» композитору подсказал специалист в области грузинского фольклора П. Мирианашвили, он же написал либретто.  Опера повествует о победе благородного чувства над  коварством, любви над смертью. Покорность судьбе здесь гармонично сочетается с верностью. Любовь здесь чиста, искренна, но трагична.

Музыка оперы «Абесалом и Этери» наполнена эпичностью выражения и драматизмом. Она сочетает в себе элементы грузинских народных мелодий с фундаментализмом и величием классической оперной музыки. Лирические сцены дополняют классические картины средневекового грузинского быта. Танцы и хоры так же придают опере национальный колорит.

В образе царевича Абесалома автор подчеркнул душевную чистоту и вместе с тем трагичность, обреченность его любви. Этери олицетворяет собой кротость и верность в любви. Дуэт Абесалома и Этери в первом действии очень эмоционален, мелодия взволнованная, она передает силу чувств влюбленных. Но внезапно в гармоничный дуэт вторгается Мурман. Его суровые реплики подчеркивают властный характер героя. Этери понравилась визирю, страсть наполняет его сердце, и Мурман желает добиться любви девушки. Он полон зависти к молодому царевичу.

Во втором акте мы видим свадьбу Абесалома и Этери. Происходит древний обряд венчания молодого царевича и его возлюбленной. Музыка здесь торжественная, наполненная танцевальными мотивами. Здесь много венчальных  застольных песен, берущих свое начало в древнем грузинском фольклоре. Под звуки марша и звон колоколов на сцене появляются новобрачные. Начинается застолье. Подвижный танец лекури сменяется медленным грациозным мирзая. Мучимый ревностью Мурман вручает невесте подарок – отравленное ожерелье. В разгар свадебного веселья Этери, отравленная коварным Мурманом, падает без чувств на руки Абесалома.

Третье действие является переломным в развитии повествования. Торжество сменяется строгим траурным обрядом. Абесалом, убитый горем из-за болезни возлюбленной, не может примириться с мыслью о ее скорой кончине. Глубоким чувством страдания наполнена ария Абесалома «Счастья ждал я». Всем при дворе жаль бедную Этери, но никто не знает, как ей помочь.  Траурный хор сменяется жалобными причитаниями. Лишь коварный Мурман выступает вперед и обещает Абесалому вылечить его возлюбленную, если тот отпустит ее в хрустальный дворец визиря в горах. Абесалом уступает вероломному визирю и отпускает Этери в хрустальный замок.

Четвертое действие разворачивается в замке Мурмана в горах. Здоровье возвращается к Этери, но она тоскует по Абесалому, несмотря на заботу окружающих и любовь Мурмана. Царевич тоже не находит себе места в разлуке с любимой. Он приходит к воротам замка, в надежде повидать Этери, но она не может простить Абесалому того, что он отдал ее в руки другого. Абесалом отправляет Мурмана в далекие края. Визирь предчувствует скорую гибель. Тревогой наполнен дуэт Мурмана и Абесалома «Эта ночь пусть будет долгой». Однако Этери непреклонна и даже после отъезда Мурмана она отказывается выйти к Абесалому.

 Ни мольбы царевича, ни слезы его матери не могут изменить ее решения. Дуэт Натэлы и Этери пропитан грустью. И лишь Мариха – сестра Абесалома смогла уговорить Этери выйти к ложу умирающего царевича. Последниеслова Абесалома к Этери полны нежности и любви. Он горд и благодарен Этери за то, что она сохранила ему верность. Трагическая музыка проясняется во время встречи влюбленных. Но Абесалом умирает, и мелодия любви вновь окрашивается в трагические тона. Этери, не в силах пережить смерть возлюбленного, закалывает себя. Завершается опера скорбных хором «Эти пламенные души здесь лишь горе испытали».

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: