Грустный вальс.
В пьесе звучит музыка в любимом жанре Сибелиуса. В 22 года, будучи студентом Музыкального института, он впервые публично исполнил две песни к драме "Водяной дух". В то время его заветной мечтой было сделать карьеру скрипача. Уже через 15 лет он стал известным композитором, написал две симфонии, несколько симфонических поэм, большое количество сольных песен, а также сюиты и увертюры.
Сибелиус дружил с драматургом Арвидом Ярнефельтом и написал музыку к его пьесе "Смерть". Они познакомились в конце 80 - х годов. Тогда младший брат драматурга учился вместе с Сибелиусом. А через два года Сибелиус женился на их сестре Айно и прожили они вместе всю жизнь. Арвид Ярнефельт родился в 1861 году под Петербургом. Учился в Московском университете, где с успехом изучал русский язык.
В 1891 году решил воплотить в жизнь учения Льва Толстого. В 1896 году он поселился в деревне, стал заниматься крестьянским трудом, несмотря на успешно развивающуюся карьеру юриста, которую пришлось прервать. В 1899 году у Ярнефельта состоялась личная встреча с Толстым, после которой он перевел "Воскресение", затем его философские работы. После этого он стал одним из основателей финской газеты.
Ярнефельт в произведениях описывал жизнь в деревне, быт работников фабрики, студентов, а также финской интеллигенции. В 1903 году была написана драма "Смерть". Ее главный герой Паавали уверен в том, что смерти не существует. Однако он похоронил всю свою семью - мать, жену, детей. В первой сцене мать рассказывает ему, что видела сон, как будто бы она собирается на бал. Паавали ложится спать, а за матерью пришла смерть в образе ее умершего мужа.
Он приглашает женщину на вальс. Паавали проснулся и обнаружил, мать мертвой. В этой сцене звучит короткая, всего в 202 такта пьеса, написанная Сибелиусом для струнного ансамбля. Пьеса имела невероятный успех, и в 1904 году автор издал ее вновь в двух вариациях - для фортепиано и для струнных и духовых оркестров. Грустный вальс получился очень красивым. Несложная мелодия стала любимой пьесой и для музицирования дома.
Музыка начинается с неустойчивых аккордов струнных инструментов, хроматизированную тему продолжают скрипки виолончели, после слышен только ритмический тон, который напоминает некоторым траурный марш. Постоянно сменяются темы, нарастает звучность, ускоряется темп, музыка приобретает страстный характер. Вдруг музыка обрывается. В финале в медленном темпе играет кларнет и виолончели, а также скрипки пианиссимо.
|