Пьеса «История солдата» И. Стравинского. Длинная дорога домой.
«История солдата» И. Стравинского – яркое подтверждение разрыва композитора с русской оркестровой школой, в ней налицо влияние американского джаза. Музыка напоминает танцевальную сюиту эпохи барокко, но в ней нет роскошных старинных танцев – только танго, фокстрот, рэгтайм. Аскетический подход к музыкальной части был выбран Стравинским специально для небольшого инструментального ансамбля: скрипки, кларнета, фагота, тромбона, контрабаса, корнета и ударных.
Такой мобильный ансамбль был удобен для турне по Европе, так как война там все еще продолжалась. Это была еще возможность заработать, чтобы вернуться в Россию, так как, находясь в Швейцарии в годы мировой войны, будто в заточении, композитор не имел средств для возвращения на Родину. Первая премьера с большим успехом прошла в Лозанне 28 сентября 1918 года.
В «Истории» прослеживаются сюжеты двух русских народных сказок: «Солдат-скрипач и нечистый» и «Солдат-скрипач и черт» из собрания А.Н. Афанасьева в переводе либреттиста Ш. Рамю на французский язык. В пьесе пять персонажей: Солдат, Черт, Чтец, Принцесса и, конечно, Скрипка. Пьеса играема, танцуема, читаема. Солдат возвращается с фронта. Дорога длинная – уставший солдат присел отдохнуть. В котомке медальон, что мать дала, чтоб берег в бою, тусклое зеркальце, гребень, фотография невесты и скрипка – верная спутница.
Заиграл, чтобы душу успокоить. Черт, переодетый в приличного человека, как из-под земли вырос и предложил скрипку на книгу поменять. Убеждал, что книга волшебная: полистаешь – разбогатеешь. Взял книгу безграмотный солдат – сразу читать смог, а у Черта не получается играть. Черт зовет к себе в гости, где еды много и ему сподручнее музыкальному искусству обучиться. Не решается Солдат: с матерью бы скорее повидаться, с невестой. Но убедил Черт.
День за днем пьет и ест солдат, в довольстве живет, Черта игре учит. Тут Черт говорит, что три дня миновало, «за дело пора». Понеслись они через горы и долины прямо к родному дому вояки. Но не признала в нем мать сына, а невеста – жениха, да и замужем давно. Догадался Солдат: сманил его Черт и обманул, три года за три дня выдал, душу со скрипкой украл, родных лишил. Убить хотел Черта, да тот ласково напевает, книгу в руки сует, приказывает усердно читать. И пропал.
Солдат читает – богатство несметно растет: миллионы, миллиарды. Но безутешен солдат – и миллиарды не нужны. Опять Черт в образе старухи является, сочувствия к себе просит. Солдату скрипку предлагает «за бесценок». Понял Солдат, что Черт глумится – выхватил скрипку, играть начал, но скрипка ни гу-гу. Отшвырнул скрипку, книгу порвал.
Пошел по свету. Набрел на толпу, где королевский глашатай возвещал, что дочь короля больна – и тому, кто оздоровит ее, в жены отдаст. Чтец нашептывает: «Почему бы не попробовать». Пришел Солдат во дворец, а Черт уже там, на скрипке наигрывает. Как у Черта скрипку забрать? По совету Чтеца, все миллиарды Черту проиграл – и тот власть над Солдатом утратил. Солдат исцелил Принцессу игрой. Начинаются танцы для них: танго, вальс…
Черт хочет помешать счастью, но кто он без всемогущей скрипки? А Солдат играет – Черт без удержу пляшет. Хочет ноги руками удержать, уже весь в изнеможении. И тогда влюбленные выбрасывают Черта вон. А тот злорадно напевает: «Хоть и выиграл ты бой, не надейся, будешь мой». Решил теперь Солдат вместе с женой мать свою навестить. Чтец не советует делать этого: ни с чем останешься, жену потеряешь. Но на родину очень хочется.
Прямо у родного села Солдата их уже Черт поджидал, опять скачет, пляшет неугомонный, скрипкой завладел. Заиграл странный марш, под звуки которого Принцесса, в танце кружась, бесследно исчезает, а Солдат, чеканя шаг, отправляется с Дьяволом в ад.
|