Пьеса «История солдата» И. Стравинского. Длинная дорога домой.

«История солдата» И. Стравинского – яркое подтверждение разрыва композитора с русской оркестровой школой, в ней налицо влияние американского джаза. Музыка напоминает танцевальную сюиту эпохи барокко, но в ней нет роскошных старинных танцев – только танго, фокстрот, рэгтайм. Аскетический подход к музыкальной части был выбран Стравинским специально для небольшого инструментального ансамбля: скрипки, кларнета, фагота, тромбона, контрабаса, корнета и ударных.

Пьеса «История солдата» И. Стравинского. Длинная дорога домой.

Такой мобильный ансамбль был удобен для турне по Европе, так как война там все еще продолжалась. Это была еще возможность заработать, чтобы вернуться в Россию, так как, находясь в Швейцарии в годы мировой войны, будто в заточении, композитор не имел средств для возвращения на Родину. Первая премьера с большим успехом прошла в Лозанне 28 сентября 1918 года.

В «Истории» прослеживаются сюжеты двух русских народных сказок: «Солдат-скрипач и нечистый» и «Солдат-скрипач и черт» из собрания А.Н. Афанасьева в переводе либреттиста Ш. Рамю на французский язык. В пьесе пять персонажей: Солдат, Черт, Чтец, Принцесса и, конечно, Скрипка. Пьеса играема, танцуема, читаема. Солдат возвращается с фронта. Дорога длинная – уставший солдат присел отдохнуть. В котомке медальон, что мать дала, чтоб берег в бою, тусклое зеркальце, гребень, фотография невесты и скрипка – верная спутница.

Пьеса «История солдата» И. Стравинского. Длинная дорога домой.

Заиграл, чтобы душу успокоить. Черт, переодетый в приличного человека, как из-под земли вырос и предложил скрипку на книгу поменять. Убеждал, что книга волшебная: полистаешь – разбогатеешь. Взял книгу безграмотный солдат – сразу читать смог, а у Черта не получается играть. Черт зовет к себе в гости, где еды много и ему сподручнее музыкальному искусству обучиться. Не решается Солдат: с матерью бы скорее повидаться, с невестой. Но убедил Черт.

День за днем пьет и ест солдат, в довольстве живет, Черта игре учит. Тут Черт говорит, что три дня миновало, «за дело пора». Понеслись они через горы и долины прямо к родному дому вояки. Но не признала в нем мать сына, а невеста – жениха, да и замужем давно. Догадался Солдат: сманил его Черт и обманул, три года за три дня выдал, душу со скрипкой украл, родных лишил. Убить хотел Черта, да тот ласково напевает, книгу в руки сует, приказывает усердно читать. И пропал.

Солдат читает – богатство несметно растет: миллионы, миллиарды. Но безутешен солдат – и миллиарды не нужны. Опять Черт в образе старухи является, сочувствия к себе просит. Солдату скрипку предлагает «за бесценок». Понял Солдат, что Черт глумится – выхватил скрипку, играть начал, но скрипка ни гу-гу. Отшвырнул скрипку, книгу порвал.

Пошел по свету. Набрел на толпу, где королевский глашатай возвещал, что дочь короля больна – и тому, кто оздоровит ее, в жены отдаст. Чтец нашептывает: «Почему бы не попробовать». Пришел Солдат во дворец, а Черт уже там, на скрипке наигрывает. Как у Черта скрипку забрать? По совету Чтеца, все миллиарды Черту проиграл – и тот власть над Солдатом утратил. Солдат исцелил Принцессу игрой. Начинаются танцы для них: танго, вальс…

Пьеса «История солдата» И. Стравинского. Длинная дорога домой.

Черт хочет помешать счастью, но кто он без всемогущей скрипки? А Солдат играет – Черт без удержу пляшет. Хочет ноги руками удержать, уже весь в изнеможении. И тогда влюбленные выбрасывают Черта вон. А тот злорадно напевает: «Хоть и выиграл ты бой, не надейся, будешь мой». Решил теперь Солдат вместе с женой мать свою навестить. Чтец не советует делать этого: ни с чем останешься, жену потеряешь. Но на родину очень хочется.

Прямо у родного села Солдата их уже Черт поджидал, опять скачет, пляшет неугомонный, скрипкой завладел. Заиграл странный марш, под звуки которого Принцесса, в танце кружась, бесследно исчезает, а Солдат, чеканя шаг, отправляется с Дьяволом в ад.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: