|
||||||||||||||
Сборник «Лебединая песня» Франца Шуберта. Последняя песня.
В последние полтора года жизни Шуберт написал замечательные песни, которые позже были найдены в рукописях композитора. Они были произвольно объединены издателями в сборник с названием "Лебединая песня". В сборник вошли: 6 песен на слова Генриха Гейне(1797-1856) крупнейшего из немецких поэтов; 7 песен на слова Людвига Рельштаба (1799-1860) поэта и музыкального критика; и "Голубиная почта" на текст Иоганна Габриэля Зейдля (1804-1875) малоизвестного австрийского поэта и археолога. Стихотворения Рельштаба вошедшие в "Лебединую песню" совершенно различны и даже противоположны по содержанию и не связаны общим сюжетом: "Вестник любви" и "Прощание" светлые и беззаботные, "Приют" - мрачное и драматичное. Стихотворения Гейне композитор взял из "Книги песен", которая объединяет 88 стихотворений. Шуберт выбрал 6 и озаглавил их. Из них лишь "Рыбачка" ничем не омраченное произведение, наивное и бесхитростное. Все остальные трагичны: "Атлант", "Ее портрет", "Город", "У моря" и "Двойник". Песни "Приют" Рельштаба и "Голубиная почта" на стихи Зейдля получили признание публики раньше остальных. Они прозвучали 30 января 1829 года, спустя два месяца после кончины композитора в Обществе любителей музыки в Вене, на благотворительном концерте. На сборы с концерта был поставлен памятник на могиле Шуберта. 14 песен составляющие цикл "Лебединая песня" абсолютно не схожи между собой по стилю. Композиции на стихи Рельштаба и Зейдля светлы, беззаботны. Вокальная мелодия и фортепианное сопровождение простые. Самым популярным сочинением Шуберта, символом его творчества стала "Серенада" на стихи Рельштаба. Мелодия красива, певуча, сразу запоминается, гитарный аккомпанемент, форма простая со множественными повторами. Очень мрачны композиции на стихи Гейне. Их даже можно назвать монологами. Здесь не широкая распевная мелодия, а музыкальная декламация, которая чутко передает все нюансы стиха. Скупой фортепианный аккомпанемент лишен изобразительности. Аккорды мерно повторяются, напоминая траурный марш или пассакалию. Трагический колорит усиливается диссонирующими застывшими гармониями. Трагизмом наполнены гейневские песни: "Атлант" - отражение скованной силы, безбрежного, но без бурных всплесков страдания; "Город", словно застыл в своей безысходности, без лучика надежды; "Двойник", начинается как суровая повесть и завершается взрывом неудержимого отчаяния. |
||||||||||||||
|