Симфоническая поэма Александра Скрябина «Прометей». Единство музыки и света.

.

 

2 марта 1911 года в Москве состоялась премьера симфонической поэмы Александра Скрябина «Прометей», имеющей второе название - «Поэма огня». Фортепианную партию исполнил сам Скрябин. Поэма должна была стать первым в истории музыки произведением, включающим в себя партию света, однако по техническим причинам световая часть произведения не была осуществлена.

В «Прометее» Скрябин стремился выразить идею торжества человеческой воли. Образ Прометея был для Скрябина символом отвлеченным, являлся активным началом. Второй крупный образ в поэме – это образ огня, который должен был передаваться не только посредством музыки, но и света. К образу огня не раз обращались русские композиторы и поэты. Огонь является символом очищения и обновления.

Поэма наполнена атмосферой тайны, композитор, он же - воплощение главного героя, является мистиком-исследователем. Скрябин сумел создать посредством музыки «слышимое ничто» - отправную точку создания вселенной, тем самым становясь свидетелем космических процессов, сотворения новых галактик. Он летит сквозь время и пространство.

Оркестр – это воплощение Вселенной, фортепианная партия – человек, герой поэмы. Здесь идет своеобразное состязание между человеком и вселенной, которая, то несет в себе угрозу, то подчиняется человеческому разуму. Тема разума сплетается с темой воли, борьба с томлением. Произведение построено на музыкальных столкновениях и противопоставлениях.

В кульминационный момент хор присоединяется к оркестру, происходит необыкновенное напряжение, накал чувств, мыслей, звуков, который постепенно спадает и переходит в нежное звучание отдельных инструментов. А затем – новый подъем, который ведет к величественному окончанию произведения.

На рубеже XIX-XX веков живопись пытается выразить при помощи цвета движение, запечатлеть звук. Скрябин в музыке идет навстречу живописцам, он создает световую строку, которая с одной стороны, является воплощением видимых композитором тонов (как известно, Скрябин обладал «цветным» слухом, т.е. музыкальные тональности он воспринимал не только как определенный набор звуков, но и в цветовом выражении), с другой стороны – объединяет разные виды искусства.

Световая строка «Прометея» до сих пор является предметов рассуждений и экспериментов. Впервые воплотить ее в жизнь попытались в 1915 году в Нью-Йорке, передвигая цветные лампы за полупрозрачным экраном. Сегодня эти лампы заменила лазерная техника, но философский смысл «Поэмы огня», заложенный автором и нацеленный на восприятие Вселенной, не смогли воплотить до сих пор.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: