Хачатурян, Сюита из музыки к драме Лермонтова «Маскарад».
Арам Хачатурян, уже зарекомендовавший себя театральным композитором, получил заказ на написание музыки к драме Лермонтова накануне Великой Отечественной войны. В советское время уже были осуществлены постановки спектакля, музыка к которому была написана в дореволюционные годы самим Александром Глазуновым.
В 1938 году Хачатуряну удалось побывать на восстановленном спектакле, и он был удивлен, что композитор не написал вальса. Впрочем, этот танец требовался по сюжету, поскольку на него есть прямые указания в тексте Лермонтова и Глазунов посоветовал Мейерхольду использовать такую символичную музыку другого русского композитора, как "Вальс-фантазия" Глинки, который как нельзя лучше вписался в музыкальную канву произведения и передал атмосферу лермонтовской эпохи.
Михаил Юрьевич Лермонтов написал драму "Маскарад" в 1935 году, будучи 21-летним молодым человеком. Тем не менее, такой юный возраст не помешал ему создать одно из глубочайших и значимых в его творчестве и всей русской литературе произведений. В нем он обрисовал картину светского Петербурга XIX века и создал образ предтечи Печорина - Арбенина, который, как и "герой нашего времени", разочарован во всех радостях жизни, но находит свой идеал в лице Нины, чистой и прекрасной девушки.
Попав на маскарад в доме Энгельгардта, она, по роковой случайности теряет там браслет. Нашедшая драгоценность баронесса Штраль дарит ее в знак своей любви Звездичу, у которого украшение и замечает Арбенин. Узнав браслет жены, и увидев этом доказательство ее измены, Арбенин не верит ни одному объяснению Нины. Заканчивается все тем, что в припадке ревности главный герой отравляет жену.
Дом Энгельгардта существовал в Питере на самом деле, был одним из престижнейших мест проведения досуга высшего общества и цензура не допустила таких дерзких нападок на костюмированные балы-маскарады, посещавшиеся помимо прочей знати и членами королевской семьи. К тому же ходили слухи, что сюжет основан на реальных событиях. Поэтому, несмотря на троекратную переделку пьесы автором, направленную на сглаживание всех конфликтных углов, "Маскарад" так и не допустили к печати или постановке.
Спустя десятилетие, Павел Мочалов - великий русский актер, предпринял попытку исполнить пьесу на своем бенефисе, однако ему тоже запретили организовывать постановку. Только после смерти поэта, спустя практически 30 лет после написания, "Маскарад" увидел свет рампы, однако постановка 1862 года не смогла избежать купюр цензуры.
Яркие контрастные номера, написанные Хачатуряном - Вальс, Ноктюрн, Мазурка, Романс, Галоп - характеризуют и Нину, и общую атмосферу праздника и равнодушие толпы, на веселом фоне которой развивается личная драма героини.
То, что премьера нового спектакля состоялась 21 июня 1941 года, привело к прекращению постановок, однако музыка Хачатуряна была переделана им через несколько лет в инструментальную сюиту и в виде самостоятельного симфонического произведения она исполняется и по сей день.
|