Торжественная увертюра «1812» П.И. Чайковского.

В 1880 году издатель П.И. Юргенсон попросил, чтобы Чайковский написать торжественную увертюру к открытию Всероссийской выставки, или  к 25-летию коронации Александра II. У самого композитора  эта идея не вызвала энтузиазма, но после того, как сам Н.Г.Рубинштейн попросил его сочинить кантату на открытие Храма Христа Спасителя в Москве, он согласился.

Конечно, для себя он решил, что это будет произведение, посвященное 70-летию войны 1812 года, но на титульном листе написал, что посвящает ее освещению Храма Христа Спасителя. Как признавался сам Чайковский в письме к своей постоянной меценатке Н.Ф.фон Мекк, что писал он увертюру без  любви и желания, поэтому она будет шумной и громкой. Так и вышло, хотя и писал композитор увертюру в Каменке, где все напоминало о прежних жителях  - героях войны 1812 года. И все-таки увертюра, написанная с  таким трудом, вышла наполненной глубоким смыслом и звучанием, и стала одним из ярких произведений Чайковского.

К удивлению композитора, увертюра понравилась слушателям, особенно ее громкое исполнение (в составе оркестра есть специальный инструмент для изображения пушечного выстрела – cannone). После того, как ее исполнили на концерте Московского отделения Русского музыкального общества под управлением И. Альтани, Чайковский начал включать опус №49 (как он назвал увертюру) в программу своих концертов. И в наши дни она пользуется успехом, и иногда ее исполняют даже с настоящими пушечными выстрелами.

В музыкальном плане увертюра выглядит очень интересно – сочетание различных тем и мелодий, множество инструментов создает не какафонию, а четкий структурный рисунок. Медленное вступление, звучание молитвы «Спаси, Господи, люди твоя», затем печальное соло гобоя, подключаются другие инструменты. Чувствуется тревога и смятение. Потом картина смертельной схватки, в накатывающих бурных волнах музыки звучит искаженная «Марсельеза», как символ французской оккупации.

Россия представляется струнными инструментами в стиле народной песни, четко слышен наигрыш «У ворот, ворот батюшкиных», мотив из дуэта Власьевны и Олены из оперы «Воевода». Победу над Францией Чайковский показал введением военного оркестра, колоколами пушечными выстрелами. Заканчивается увертюра гимном «Боже, царя храни».

Торжественная увертюра «1812» П.И. Чайковского.

Тому, кто хоть раз слышал в звуках музыки страшную картину войны 1812 года, не удастся забыть и торжествующий финал увертюры, показывающий всю непобедимую мощь русского народа.

Торжественная увертюра «1812» П.И. Чайковского.
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: