«Утес» Сергея Рахманинова.

Сергей Васильевич Рахманинов – знаменитый русский композитор конца девятнадцатого первой половины двадцатого веков. Он  прославился не только как прекрасный композитор, но и как талантливый дирижер и выдающийся пианист. Рахманинов известен своим неповторимым  музыкальным стилем. Не случайно  Сергея  Васильевича  Рахманинова называют самым русским композитором, хотя он и прожил большую часть своей сознательной жизни за границей.

«Утес» Сергея Рахманинова.

Тем не менее, ему удалось объединить особенности так называемых московских и петербургских музыкальных школ в единое целое. Многие его музыкальные произведения полны символов и образов, которые передают наиболее яркие эмоции автора. К таким музыкальным творениям можно отнести и симфоническую поэму «Утес», которую Сергей Васильевич Рахманинов завершил в 1893 году. Свою работу Рахманинов посвятил другому знаменитому отечественному композитору Николаю  Андреевичу Римскому-Корсакову.

Есть мнение, что Рахманинова к написанию этого произведения подтолкнула неразделенная любовь. Девушка, которую он любил, Вера Скалон, не могла ответить ему взаимностью, поскольку ее состоятельные родители были против ее брака с небогатым музыкантом. Сердце Рахманинова было разбито, что так же нашло отражение в произведении «Утес». Первоначально произведение «Утес» имело другое название – «Фантазия для большого симфонического оркестра», но позднее автор переименовал ее в  «Утес».

Дело в том, что при написании этой музыкальной симфонии на автора оказало огромное влияние стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова с одноименным названием, первые строчки которого Рахманинов даже использовал в качестве эпиграфа к своей фантазии. Еще одно произведение, повлиявшее на композитора – рассказ Антона Павловича Чехова «На пути». 

Композитор писал свою фантазию, находясь на отдыхе в имении Лебедино, что  располагалось в Харьковской губернии  и принадлежало супругам Лысиковым.

Фантазия была показана Петру Ильичу Чайковскому, который оценил ее крайне высоко. Премьера «Утеса» была дана в конце марта 1894 года в Русском музыкальном обществе и получила высокую оценку.  Сергей Васильевич Рахманинов великолепно раскрывает тему утеса, которая меняется от скорбной к полной любви и страсти, затем передает тоску и одиночество и преображается в более быструю и тревожную. В кульминации музыки слышны  отчаяние и неразделенная любовь.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: