|
||||||||||||||
|
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||
Увертюра «Светлый праздник» Римского-Корсакова. ![]() Летом 1888 года, только окончив «Шехерезаду», Николай Римский-Корсаков приступил к написанию совершенно нового произведения - увертюре «Светлого праздника». Из-за ошибки самого композитора, по сей день не известна точная дата окончания работы над увертюрой. На самих рукописях стоят даты: «Начато 25 июля, окончено 20 марта 1888гогда» однако композитор утверждает, что закончил произведение летом. Современники лестно, но все же с упреком, отзывались о музыке, написанной Римским-Корсаковым. Неординарный подход композитора к музыке отразил некоторое языческое веселье под колокольный перезвон. В увертюре соединились в едино и древнее пророчество, о евангельском рассказе и пасхальная картина того времени с его неудержимым весельем. Композитор задумывается над таким вопросом: а не является ли звон церковного русского колокола той самой плясовой музыкой? Скаканье и пляска библейского царя Давида перед ковчегом также напомнила Римскому-Корсакову выражение идолопреклонной пляски. Именно эти стороны легенды и язычества, этот переход от мрачности страстной субботы к религиозному веселью утра Светлого Воскресенья и хотел отразить в своей увертюре композитор. ![]() Премьера Воскресной увертюры, которую Римский-Корсаков посвятил памяти Мусорского и Бородина, прошла в Петербургском зале Дворянского собрания в том же 1888 году под руководством самого автора. Изначальная идея автора заключалась в том, чтобы создать программу в стихотворной форме на стихи графа Голенищева-Кутузова, но написанные графом стихи его не удовлетворили. Итоговый вид программы был составлен самим Римским-Корсаковым и состоял из трех частей. Эмоциональность музыки делает «Светлый праздник» замечательным произведением с плавными переходами и резкими вступлениями. С первого звучания знаменитого распева «Ангел вопияще», слушатель уносится во времена библейских легенд. После замирающих хроматических пассажей арф произведение продолжается основной раздел увертюры темой, преобразованной из первой вступительной, затем напев «Да воскреснет» звучит в изначальном виде. И в продолжении все более активно нарастает основная тема и замысел произведения, а именно музыка переходит в состояние радости и веселья. Кода полна ликования и основывается на теме «Христос воскресе», звучащей подобно торжественному гимну. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|