Вальс Мориса Равеля. В фатальном кружении.

Упоминания о "Вальсе" в письмах Мориса Равеля встречаются с 1906 года. Но окончательный вариант появился только к 1920 году, после знакомства с Сергеем Дягилевым, постановщиком знаменитых "Русских сезонов" в Париже. Вальс и был предназначен для музыкального сопровождения балета. В краткой автобиографии композитором написано: "Я задумал это произведение как своего рода апофеоз венского вальса, впечатление от кружения которого фантастично и фатально".

Характер "Вальса" динамичен, но это не плавное кружение, не легкое вальсирование, как в "Благородных и сентиментальных вальсах", а деформированные, усеченные, надломленные вальсовые обороты. Они вздыблены во всеобщей атмосфере фатального кружения. На всей хореографической поэме лежит зловещий отпечаток времени. Кружение вальса заканчивается крушением целой эпохи. И, может быть, есть особый подтекст: так и война крушила иллюзии довоенной, романтической эпохи?

 

Увертюра композиции начинается глухим звучанием нижних тонов (тремоло контрабасов). Вальсовый ритм и устойчивая тональность (ре мажор) появляется только через минуту после начала. Вступление хореографической поэмы сам Равель описал так: "В просветах среди мчащихся вихрем туч мелькают вальсирующие пары. Облака постепенно рассеиваются: виден огромный зал, заполненный танцующими".

Затем диапазон частот расширяется, звучность нарастает и достигает апогея в сильнейшем tutti. Далее следуют различные по характеру вальсы, солируют то одни, то другие инструменты. Но мелодию, которая в будущем определит образ поэмы, задают кларнеты и виолончели. Иногда снова повторяется туттийное звучание. Нарастает динамика, темп ускоряется. Мелодия трансформируется, драматизируется, искажается.

В заключительной части - мелодии и вовсе смешиваются, ритм становится рваным, все становится похоже на то самое "фантастическое и фатальное кружение" о котором говорил Равель. Заканчивается композиция грозным низким звучанием инструментов в унисон. Впервые "Вальс" был исполнен в 1920 году в Париже под управлением Камиля Шевийяра.

 Выступление имело огромный успех. Сценическая интерпретация была осуществлена в 1929 году в балете Иды Рубинштейн, поставленном в Парижской опере. Есть и переложения для фортепиано, но наибольшей популярностью «Вальс» пользуется, конечно, у симфонических оркестров.

 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: Осветитель ксеноновый. Мы реализуем осветители только высшего качества и по доступной цене.