|
||||||||||||||
|
![]() |
|||||||||||||
![]() |
|
|||||||||||||
Вокально-симфоническая поэма Гаврилина "Военные письма". Вокально-симфоническая поэма Валерия Гаврилина "Военные письма" (сл. Альбины Шульгиной) после первого же исполнения в 1976 году завоевала популярность. Сюжет поэмы - это история любви, в которую вмешалась война. Действующие лица: молодая женщина, ее муж, ушедший воевать, и рассказчик. Основная идея произведения: воспевание характеров простых русских людей, победы красоты и гуманизма над жестокостью войны. Поэма предназначена для исполнения двумя солистами (автор указывает мужской и женский голос), мужским, женским и детским хором в сопровождении симфонического оркестра. В "письмах" использован широкий спектр выразительных средств. Исполнители не только поют, а переходят на говор, речитатив. Инструментальная музыка соседствует с акапельными номерами. Звучат записи гула падающей бомбы и взрыва. Состоят "Военные письма" из 13 номеров. В первом, эпиграфе, мальчик дотошно расспрашивает маму о погибшем отце: "Уезжал он зимой или летом?". "Не помню, ничего не помню», - звучат рефреном слова на каждый его вопрос. ![]() После эпиграфа идет первый номер: "Что мои-то ясны очи", мужское соло сопровождается гулом, нагнетающим предчувствие беды. Он сменяется женским причитанием-заклинанием «Милый мой, хорошенький, проводи дороженькой», идущим от народной песни. Словно в насмешку беде женщины звучит в исполнении детского хора дразнилка с совсем не детским текстом "Распроклятая война, сатана, сатана...". Далее следует самый зловещий эпизод поэмы, победное шествие смерти: "Тра-ля-ля! Смерть пришла!". Словно принимая эту страшную неизбежность, выпевается дуэтом акапелло песня то ли только об осени, то ли о смерти "Все рябины, ах, рябины зарябили вдоль дорог, все поникло". Наступает момент прощания героев "Дорогой, куда ты едешь? Дорогая, на войну. Дорогой, возьми с собою! Дорогая, не возьму". ![]() Дуэт обрывается расстроенным звуком гармони (ремарка автора: "гармонь развалилась"). После дуэта - прощальная песня солдата, обращенная к своему дому к своему селу: "Пошел солдат, да оглянулся", сопровождается мерными ударами по барабану. В дороге, он словно вспоминает о мирном времени, о казавшемся бесконечным счастье с любимой. Поле, разнотравье, "гудят комарики", безмятежность: "Милый мой дружок, выйди на лужок!" А женщины ждали. Ждали как великого события писем с фронта. Этому ожиданию и посвящен следующий номер "Не приходила почтальонка? не приносила ли мне письма?" – щемящий женский голос акапелло. Ей отвечает следующая часть: «Письмо», любимый обещает: «Мы пройдем с тобой еще по улице, красивые, счастливые!» «Месяц май» - самый светлый, жизнеутверждающий номер завершает повесть, трогательно звучат звонкие детские голоса. Жизнь, несмотря на войну продолжается. Драматическая история любви парня и девушки - в композиции становится историей целого поколения русского народа, молодые мужчины которого погибли на войне, а женщины, преждевременно состарились, поднимая детей и разрушенную страну. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|