Вокальный цикл Глинки «Прощание с Петербургом».
Михаил Иванович Глинка - основоположник русской оперы, автор таких произведений, как «Жизнь за царя» (1836) и «Руслан и Людмила» (1837-1842) по праву занимающих одни из центральных мест в истории русской классической музыки. Но, рассуждая о произведениях русского композитора, нельзя забывать о романсах, которые занимают особое место в творчестве Михаила Глинки. В них безупречно сочетаются простота восприятия, чувственность и высокий уровень мастерства автора. Бесспорно, одним из самых популярных романсов композитора является «Я помню чудное мгновение», написанный на стихотворение А.С. Пушкина, посвященное Анне Керн. Можно сказать, что этот романс был для Глинки автобиографическим, ведь композитор посвятил его дочери Анны Керн, Екатерине, в которую был влюблен.
В 1840 году в соавторстве с Нестором Кукольником Глинка создает цикл из 12 романсов «Прощание с Петербургом». Летом того года композитор проводил много времени в обществе братьев Кукольников и их друзей – литераторов, критиков, любителей искусства.
О написании романсов сам Глинка нередко говорил, что они рождаются у него, как «песни баз слов», и действительно, музыка в этих произведениях играет первостепенную роль, слова накладываются на нее, подчеркивают красоту и музыкальные нюансы. «Прощание с Петербургом» – это калейдоскоп чувств и эмоций, здесь есть и нежная влюбленность, и страстные признания, и философские размышления, здесь воспевается как красота русских пейзажей, так и веселье дружеских пирушек. Но есть одна тема, которая пронизывает и объединяет весь цикл романов – тема странствий, здесь есть романтическое стремление вдаль, стремление к прекрасному. Так же разнообразен цикл и в жанровом содержании.
В болеро «О, дева чудная моя» через пылкую мелодию и четко акцентированный ритм передается специфика, страсть и огонь национального испанского танца.
Баркарола «Уснули голубые» - это воплощение песен лодочников, где через четкий ритмический рисунок и плавные музыкальные зарисовки, насыщенную фортепьянную фактуру передается мерный шепот волн.
Каватина «Давно ли роскошно ты розой цвела», посвященная солисту петербургского Большого театра А.П. Лоди сочетает в себе душевную тоску о давно минувшем и неудержимую страсть, жажду жизни.
Посвященный литератору А. Н. Струговщикову романс «Жаворонок» - это своего рода музыкальный пейзаж. Трогательной мелодией, звукоподражательными элементами здесь создается картина пробуждающейся весенней природы.
«Прощальная песня» - заключительный романс цикла, по задумке автора должна была исполняться мужским хором. Кукольник посвятил слова песни Глинке, Глинка музыку – друзьям.
9 августа 1840 года, накануне отъезда Глинки в родовое имение Новоспасское в доме Кукольников прошел песенный вечер, на котором был представлен цикл «Прощание с Петербургом». Однако впоследствии цикл «Прощание с Петербургом» не воспринимался как единое произведение, романсы исполнялись по отдельности и имели разную степень популярности.
|