Прощальные гастроли труппы Каннингема. В театре имени Моссовета дают абстракцию!

«Спешите видеть! Прощальная гастроль труппы Каннингема!!!» - так и хочется, размахивая программкой, кричать на каждом углу. Последний шанс увидеть легенду перед полным расформированием и уходом в историю. Merce Cunningham Dance Company – эксклюзивный проект хореографа, при жизни заслужившего звание перфекциониста-абстракциониста от балета. Начав в далекие 50-е годы прошлого века, Каннингем с группой соратников удивлял глубинку Америки нестандартными балетными мини-постановками.

В этих коротеньких спектаклях не существовало определенного порядка и рисунка движений, пол артиста не имел значения в исполняемой роли, а основной упор делался на интеллект зрителя, а не на развлечение толпы. Каннингем первый начал применять в работе с труппой видео и компьютерные технологии, экспериментировал с постановками в беззвучном режиме, соединяя движения и звукоряд перед премьерой.

Хореография балета Мерса Каннингема ошеломляет: поправ все законы равновесия и координации, тела солистов то перекручиваются винтом, то отклоняются на максимальную вертикаль, цепляясь, словно только за воздух, и, при этом, не падая с положения на полупальцах. Абстрактность спектакля усугубляется специальными костюмами-комбинезонами, не отвлекающими взгляд зрителя на классические уловки подрагивающих пачек и развевающегося тюля.

Обтягивающие одежды максимально позволяют увидеть напряженную работу всех мускулов тела танцора, когда, расставив ноги циркулем, с максимально вывернутыми за спину руками, солист движется по сцене. Абстракция не абстракция, перфекционизм не перфекционизм, но то, что балет - это адский физический труд, в постановках Каннингема понимаешь с особенной ясностью! В Москву на Чеховский фестиваль труппа Merce Cunningham Dance Company приехала с гастролями в первый раз, при поддержке Барака Обамы и Дмитрия Медведева.

 И в последний: после смерти в 2009 году Мерса Каннингема, согласно его указаниям, труппа отправилась в мировое «Турне наследия», завершением которого станет ее полное расформирование. И только видеозаписи позволят увидеть шедевры балетного абстракционизма на экране телевизоров. Но это, увы, не то. Поэтому – спешите! В постановке труппы три одноактных балета: «Тропический лес», «Biped» и «Xover».

«Тропический лес», поставленный Каннингемом в 1968 году, и «Xover» родом из 2007-го идут по времени всего 20 минут каждый. Помимо удивительных танцевальных решений в каждом из этих балетов есть своя изюминка. В «Лесе» - это инсталляции из подушек дизайнера Энди Уорхола, которые называются «Серебряные облака». А в «Xover» - это музыкальная тема Джона Кейджа в исполнении Авроры Джозефсон, выдающей своим голосом огромное разнообразие звуков и нот от детского лепета до оперного пассажа.

Самая длинная по времени часть – «Biped», длится 45 минут. Поставленный в 1999-м, «Biped» сублимировал в себе музыку Гэвина Брайарса и компьютерную программу Шелли Эшкара и Пола Кайзера, позволяющей фиксировать движение человека, которое это проецируется в увеличенном до гигантских размеров масштабе на тонкий занавес, отделяющий зрителей от артистов. Очень жаль, что балет Каннингема скоро канет в небытие. Ведь подобных экспериментаторов в этом направлении искусства сегодня не существует.

Прощальные гастроли труппы Каннингема. В театре имени Моссовета дают абстракцию!
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: