Рецензия на балет-постановку «Спящая красавица».

 

Реставрация исторической сцены Большого театра закончилась, и в ноябре на ней состоялась премьера балета «Спящая красавица» под руководством Юрия Григоровича. Это первая постановка после окончания ремонтных работ, она открывает историческую сцену. Пока длилась реставрация, балет не показывали, так как новой сцене для него не было места. На этот раз сцену оформляет итальянец Эцио Фриджерио, художник по костюмам - Франка Скуарчапино, а дирижер-постановщик -  Василий Синайский.

 Это масштабное зрелище, в балете участвуют шесть составов, вся сцена была в цветах, зал аплодировал стоя. Для Григоровича это уже третья трактовка балета, а для Большого театра – шестая. Первый раз хореограф ставил «Спящую красавицу» более полувека назад. С тех пор постановка постоянно на сцене, для актеров балета номера все знакомые, поскольку каждый сезон (за редким исключение) балет радует зрителя.

«Спящая красавица» - это знаменитый балет, его создал еще в 1889 году Петр Ильич Чайковский по мотивам одноименной сказки Шарля Перро, либретто Ивана Всеволожского и Мариуса Петипа. Впервые его поставили на сцене Мариинского театра, и лишь через девять  лет прошла премьера в Большом. Уже более 550 раз он проходил на сцене Большого театра, с тех пор, как впервые его поставили в Москве. «Спящая красавица» считается жемчужиной балета, визитной карточкой Большого театра.

Вообще в классическом понимании «Спящая красавица» - это скорее набор сольных номеров, со смутно просматривающейся сюжетной линией, традиционный пример «русского балета».  Со времен Чайковского прочтение балета уже не раз менялось,  еще в 20-х годах прошлого века Ф. Лопухов положил  начало широкой практике пересмотра музыкальной стороны балета. Каждый постановщик, выполняющий новую редакцию «Спящей красавицы», создает новый вариант ее партитуры. Но даже сейчас, не смотря на новый подход Юрия Григоровича, структура балета не нарушена, она гармонична и целостна.

В новой версии принц Дезире танцует, хотя ранее это была мимическая роль, а остальные артисты балета не просто танцуют, но и исполняют свои роли, как драматические актеры. В постановке много ролей, каждая балерина создает в танце неповторимый образ своей героини.

 Главное изменение – это декорации и костюмы. Эцио Фриджерио уделил много внимания оформлению сцены в стиле Людовика XIV, ведь этого хотел не только один из авторов либретто И.А. Всеволожский, но и сам Шарль Перро, великий сказочник, который когда-то служил у

Людовика царедворцем, оставил ощущение богатства и роскоши в своих сказках.

Все блестит и сияет, много золота, иногда даже, кажется, что сцена излишне богато выглядит, и стремление сценографа к шику времен правления Людовика XIV губит танец.  Итальянские костюмы, каждый как произведение искусства, ручная вышивка, стразы, перья, множество париков. Что тоже отвлекало от созерцания и наслаждения балетом. К сожалению, отсутствует движущаяся панорама, которая, как утверждают в администрации театра, была утеряна при реставрации.

Рецензия на балет-постановку «Спящая красавица».
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: