Рецензия на балет «Утраченные иллюзии» в Большом театре.

В Большом театре состоялась премьера балета «Утраченные иллюзии», хореограф Алексей Ратманский, музыка Леонида Десятникова.  В основу либретто положен одноименный роман Бальзака. Что примечательно, за постсоветскую историю Большого театра, впервые партитура была написана по дополнительному заказу.

Власть пошлости и денег, утрата иллюзий – основные мотивы романа Бальзака, которые и дают почву для большого интереса читателей к его произведению.  История эта сгодится на все времена, в ней отражены ситуации всем понятные, с доступными мотивами тех или иных поступков, иными словами, это  роман о сущности человека.

Спектакль «Утраченные иллюзии» в Большом театре – это новый балет, насыщенный новой же музыкой и весьма оригинальной хореографией. Ведь все же история больше литературная, нежели балетная, но у этого превращения есть одно существенное оправдание. В балете «Утраченные иллюзии» присутствует кусочек из другого балета под названием «Сильфида», как часть действия, но для советского зрителя это было загадкой, так как наряду с другими шедеврами театра он не вошел в репертуар.

Ростислав Захаров же благоволил романтике и восстановил несколько эпизодов из «Сильфиды» под Галину Уланову. Алексею Ратманскомку попались на глаза «Утраченные иллюзии», когда он просматривал сборник «Сто балетных либретто», и сразу же выделил, как они для него привлекательны и драматически хорошо созданы. Ведь для любого постановщика хорошее либретто – истинная находка.

Несомненное украшение спектакля – Екатерина Крысанова в роли Флорины, которая в начале сезона официально стала балериной, шагнув на самую высокую ступень карьерной лестницы в Большом театре. Недаром постановка попала в конкурс «Золотой маски», а Крысанова по праву получила номинацию за лучшую женскую роль. Ее героиня  -  этуаль оперы в Париже, бойка  и кокетлива.

Реплики весьма виртуозно построены, но воспроизводятся очень легко и непринужденно, как будто и нет в них ничего сложного. Герои по задумке должны быть марионетками, но харизма и самомнение артистов Большого не дают им играть в полсилы, что порождает действо с распахнутыми сердцами актеров.  Наиболее удачно сыграны роли Корали Ниной Капцевой, франта Камюзо Егором Симачовым. Балетмейстер Парижской оперы в исполнении Дениса Межведева вышел забавным и смешным.

Люсьен, сыгранный Андреем Меркурьевым драматически хорош, но форма немолодого артиста все же оставляет желать лучшего, его па, выдуманные Ратманским, требуют более молодого исполнителя. Явный же герой спектакля – Премьер – недалекий танцовщик, сыгранный самым талантливым и интересным артистом нынешнего Большого театра Артемом Овчаренко.

Хореография в балете поставлена в лучших традициях Ратманского. Вначале кажется, что хореограф решил примириться  с многословностью драматического балета. Но в развитии действия становится ясно, что Ратманский на раз-два разделался с затянутым старинным балетом. Зритель путешествует то в Ленинград, то возвращается в Москву, пролетая над бальзаковским Парижем. Чуткость музыканта Десятникова делает замысел Ратманского более понятным , его партитура работает в «Утраченных иллюзиях» безотказно.

Рецензия на балет «Утраченные иллюзии» в Большом театре
 
   
 
 
   
 
 
Спонсоры театра: